ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2013 года N 031-06-3027/13
О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от 11.10.2012 N 031-06-2023/12
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2020 на основании Постановления администрации г. Иркутска от 22.01.2020 N 031-06-24/0.
____________________________________________________________________
В целях приведения муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством и обеспечения эффективности процессов стратегического и бюджетного управления муниципалитетом, развития высокотехнологичных отраслей экономики, сферы услуг, руководствуясь ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 11, 37, 38, 42 Устава города Иркутска, постановлением администрации города Иркутска от 26.09.2013 N 031-06-2504/13 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Иркутска", администрация города Иркутска постановляет:
1. Внести в постановление администрации г. Иркутска от 11.10.2012 N 031-06-2023/12 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Стимулирование экономической активности в городе Иркутске на 2013 - 2017 годы" в редакции постановления администрации г. Иркутска от 09.12.2013 N 031-06-2908/13 следующее изменение:
1.1. Приложение N 1 к постановлению изложить в редакции Приложения N 1 к настоящему постановлению.
2. Пункт 1 настоящего постановления вступает в силу с 01.01.2014, но не ранее дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Архивному отделу организационно-контрольного управления аппарата администрации г. Иркутска внести в оригинал постановления администрации г. Иркутска от 11.10.2012 N 031-06-2023/12 информационную справку о дате внесения в него изменения настоящим постановлением.
4. Управлению по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска опубликовать настоящее постановление с приложением.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра - председателя комитета по экономике администрации г. Иркутска.
Мэр города Иркутска
В.И.КОНДРАШОВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ГОРОДЕ ИРКУТСКЕ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"
Паспорт муниципальной Программы
Наименование Программы | Муниципальная программа "Стимулирование экономической активности в городе Иркутске на 2013 - 2017 годы" |
Разработчик Программы | Комитет по экономике администрации г. Иркутска |
Ответственный исполнитель Программы | Комитет по экономике администрации г. Иркутска |
Соисполнители Программы <*> | Комитет по экономике администрации г. Иркутска |
Исполнители Программы | Комитет по экономике администрации г. Иркутска: - Управление по стратегическому развитию и инвестиционной политике (отдел инвестиций, отдел инноваций); - Департамент предпринимательства и развития потребительского рынка (отдел поддержки предпринимательства, отдел наружной рекламы и нестационарной торговой сети, отдел торговли и общественного питания); - Управление туризма и международной деятельности (отдел внешнеэкономического сотрудничества, отдел туризма). Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска. Управление по информационной политике, связям со средствами массовой информации и общественностью администрации г. Иркутска |
Цель Программы | Увеличение собственных доходов бюджета города Иркутска на основе развития предпринимательской активности, развития высокотехнологичных отраслей экономики, сферы услуг, построения современной инфраструктуры предпринимательской активности |
Задачи Программы | 1. Стимулирование притока инвестиций в экономику города и создание благоприятных условий для реализации приоритетных для развития муниципального образования инвестиционных проектов. 2. Создание условий для развития эффективного конкурентоспособного сектора экономики малого и среднего предпринимательства и повышение на этой основе его вклада в экономику города Иркутска, а также обеспечение роста занятости экономически активного населения предпринимательством в городе Иркутске в интересах социально-экономического развития города, повышения качества жизни населения 3. Создание условий для повышения конкурентоспособности города Иркутска в сфере деловых и туристских коммуникаций до уровня известных туристских центров. 4. Создание экономических, правовых и организационных условий для развития инновационной деятельности на территории города Иркутска, обеспечивающих формирование благоприятной деловой среды для функционирования малого и среднего инновационного предпринимательства. 5. Удовлетворение потребностей населения в качественных товарах и услугах путем создания эффективной современной инфраструктуры и конкурентной среды, соответствующей требованиям инновационной экономики |
Срок реализации Программы | 2013 - 2017 годы |
Этапы реализации Программы | I этап |
Перечень подпрограмм <*> | 1. Развитие инвестиционной деятельности в городе Иркутске. 2. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске. 3. Содействие развитию туризма и деловых коммуникаций в городе Иркутске. 4. Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске. 5. Развитие потребительского рынка в городе Иркутске |
Объемы и источники финансирования Программы по годам реализации с разбивкой по подпрограммам | Общий объем финансирования - 256307,6 тыс. руб. (в том числе 251307,6 тыс. руб. - бюджет города Иркутска, 1000 тыс. руб. - областной бюджет, 4000 тыс. руб. - федеральный бюджет): 2013 г.: 51535,6 тыс. руб.; 2014 г.: 41497 тыс. руб.; 2015 г.: 50220 тыс. руб.; 2016 г.: 53757 тыс. руб.; 2017 г.: 59298 тыс. руб. Подпрограмма "Развитие инвестиционной деятельности в городе Иркутске" Общий объем финансирования Подпрограммы - 3495,2 тыс. руб. (за счет средств бюджета города Иркутска): 2013 г.: 1095,2 тыс. руб.; 2014 г.: 600 тыс. руб.; 2015 г.: 600 тыс. руб.; 2016 г.: 600 тыс. руб.; 2017 г.: 600 тыс. руб. Подпрограмма "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске" Общий объем финансирования Подпрограммы - 60400 тыс. руб. (в том числе 55400 тыс. руб. - бюджет города Иркутска, 1000 тыс. руб. - областной бюджет, 4000 тыс. руб. - федеральный бюджет): 2013 г.: 17200 тыс. руб.; 2014 г.: 9700 тыс. руб.; 2015 г.: 10900 тыс. руб.; 2016 г.: 11200 тыс. руб.; 2017 г.: 11400 тыс. руб. Подпрограмма "Содействие развитию туризма и деловых коммуникаций в городе Иркутске" Общий объем финансирования Подпрограммы - 105230 тыс. руб. (за счет средств бюджета города Иркутска): 2013 г.: 19348 тыс. руб.; 2014 г.: 19147 тыс. руб.; 2015 г.: 21770 тыс. руб.; 2016 г.: 21517 тыс. руб.; 2017 г.: 23448 тыс. руб. Подпрограмма "Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске" Общий объем финансирования Подпрограммы - 86056,4 тыс. руб. (за счет средств бюджета города Иркутска): 2013 г.: 12766,4 тыс. руб.; 2014 г.: 12050 тыс. руб.; 2015 г.: 16950 тыс. руб.; 2016 г.: 20440 тыс. руб.; 2017 г.: 23850 тыс. руб. Подпрограмма "Развитие потребительского рынка в городе Иркутске" Общий объем финансирования Подпрограммы - 1126 тыс. руб. (за счет средств бюджета города Иркутска): 2013 г.: 1126 тыс. руб.; 2014 - 2017 гг.: 0 руб. |
Целевые показатели программы по годам реализации с разбивкой по подпрограммам | Подпрограмма "Развитие инвестиционной деятельности в городе Иркутске": 1. Количество заявлений инициаторов проектов на включение в реестр инвестиционных проектов. 2. Средняя общая эффективность проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов. 3. Количество субъектов инвестиционной деятельности, получивших муниципальную поддержку на реализацию проектов. 4. Количество инвестиционных проектов, ежегодно включаемых в реестр инвестиционных проектов города Иркутска. Подпрограмма "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске": 1. Общее количество СМиСП, получивших консультации. 2. Общее количество СМиСП, прошедших обучение. 3. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в расчете на один СМиСП муниципального образования. 4. Общее количество субсидий, предоставленных СМиСП. Подпрограмма "Содействие развитию туризма и деловых коммуникаций в городе Иркутске": 1. Количество гостей, останавливающихся в гостиницах и аналогичных средствах размещения. 2. Оборот туризма по городу. 3. Доля туризма в обороте по городу. 4. Количество международных деловых мероприятий. 5. Доля объектов достопримечательностей, оснащенных информационным знаком, к общему количеству объектов достопримечательностей города. Подпрограмма "Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске": 1. Доля привлеченных средств в общем объеме капитала инновационных компаний. 2. Численность работников инновационных компаний. 3. Доля инновационных компаний, имеющих защищенную интеллектуальную собственность. 4. Объем отгруженной инновационной продукции. Подпрограмма "Развитие потребительского рынка в городе Иркутске": 1. Оборот розничной торговли на 1 жителя. 2. Количество современных объектов оптовой торговли (логистических центров поставок, распределительных центров, магазинов-складов) и розничной торговли (гипермаркетов, супермаркетов, дискаунтеров, мини-маркетов и других). 3. Доля объектов розничной торговли, реализующих товары первой необходимости по социальным ценам, в общем количестве объектов розничной торговли. 4. Количество обращений граждан, связанных с низким качеством услуг розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. 5. Доля торговых мест, предоставляемых местным товаропроизводителям и сельхозпредприятиям на рынках, ярмарках "выходного дня", сезонных ярмарках. 6. Доля рекламных конструкций, предоставленных в соответствии со схемой мест размещения отдельно стоящих рекламных конструкций на территории г. Иркутска, на торгах (в виде конкурса или аукциона) |
Ожидаемый конечный результат реализации программы | Обеспечение устойчивого роста производства, снижение уровня безработицы, увеличение налоговых поступлений в бюджет города, повышение благосостояния населения города Иркутска |
________________
* строка заполняется при наличии подпрограмм.
Муниципальная программа "Стимулирование экономической активности в городе Иркутске на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа) затрагивает вопросы развития экономики города Иркутска. До настоящего времени в администрации города Иркутска действовали несколько муниципальных программ по развитию экономической деятельности:
- "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске на 2008 - 2012 годы";
- "Содействие развитию туризма в городе Иркутске на 2009 - 2012 годы";
- "Развитие инновационной деятельности в городе Иркутске" на 2009 - 2012 годы.
Также ежегодно принимались планы мероприятий по следующим направлениям деятельности органов местного самоуправления города Иркутска: международная деятельность, инвестиционная деятельность, деятельность в сфере потребительского рынка.
Данные программы и направления деятельности по большей части действовали разрозненно, то есть преимущественно учитывали задачи и механизмы реализации отдельно взятых программ. В связи с этим оценить эффективность реализации мероприятий по программам и направлениям деятельности, а также их влияние на социально-экономическое развитие города Иркутска не представлялось возможным.
Такие направления как стимулирование инвестиционной деятельности и развитие потребительского рынка, которые являются неотъемлемой частью развития экономики города, не были включены в программно-целевой процесс формирования стратегического и бюджетного планирования.
Основополагающим условием развития экономики являются инвестиции. Привлечение инвестиций в экономику города обеспечивает устойчивый рост объемов производства, вследствие чего снижается уровень безработицы, повышается благосостояние населения, а также увеличиваются налоговые поступления в бюджет города.
В городе Иркутске в последние пять лет наблюдается значительный рост инвестиций, осуществляемых крупными и средними предприятиями - так, в 2007 году данный показатель составил 16926,3 млн. руб., а в 2011 году - 63265,3 млн. руб. Однако инвестиционная инфраструктура в городе недостаточно развита, а также недостаточно эффективно функционируют важнейшие стимулирующие инструменты поддержки органами местного самоуправления инвестиционной деятельности.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития города Иркутска. Значимость малого и среднего предпринимательства обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность достаточно гибко реагировать на все изменения конъюнктуры рынка. С помощью малого предпринимательства решаются вопросы занятости населения, сглаживается высокая дифференциация в доходах населения, формируется средний класс, способствующий социально-политической стабильности в обществе.
Малые предприятия работают во всех видах экономической деятельности. Наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - от 39% (2009 г.) до 37,6% (2011 г.); предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, - от 20% (2009 г.) до 22,2% (2011 г.); организации строительства - 15,0%; обрабатывающие производства - от 10,4% (2009 г.) до 9,3% (2011 г.).
Среднесписочная численность работников (без совместителей) малых предприятий за период с 2009 года по 2011 годы возросла на 10% и на 01.01.2012 составила 42238 человек. Доля занятых на малых предприятиях составила 18,3% от занятых в экономике города.
Разработка продуманной стратегии, реализация которой осуществляется на основе эффективной целевой программы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, позволяет городу Иркутску получать стабильные поступления в бюджет города Иркутска. А это очень важно, так как эти финансовые средства идут в том числе на улучшение социальной и инженерной инфраструктуры города, что, в свою очередь, приводит к улучшению предпринимательского климата на территории города.
Одним из конкурентных преимуществ города Иркутска, реализация которого может существенным образом повлиять на экономическое развитие, является его туристический потенциал, особенно в направлениях экологического и делового туризма.
Туристическая сфера города Иркутска характеризуется следующими показателями:
- доля занятых на предприятиях сферы туризма в общем числе занятых на предприятиях города Иркутска увеличилась на 1,3 пп.: с 7,6% в 2010 году до 8,9% в 2011 году;
- среднемесячная заработная плата работников организаций сферы гостиничного и ресторанного бизнеса увеличилась на 35%: с 10116 руб. в 2009 году до 13641 руб. в 2011 году;
- объем оказанных туристских услуг по городу Иркутску в 2011 году составил 2,8 млрд. руб. (рост на 75% по сравнению с 2009 г.);
- вместимость номерного фонда в коллективных средствах размещения с 2009 года увеличилась на 671 место, таким образом, вместимость номерного фонда в 2011 году составила 3929 мест.
Несмотря на видимые улучшения в данной сфере, есть необходимость решения следующих проблем:
- отставание в разработке и внедрении на туристском рынке города прогрессивных технологий туристского обслуживания и управления;
- недостаточный уровень рекламной деятельности по продвижению туристских продуктов города на внутренний и внешний рынки;
- проблемы в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров в области делового туризма.
Главным приоритетом в долгосрочном развитии Российской Федерации, ее регионов и муниципальных образований признается развитие инновационной экономики, основанное в первую очередь на технологических инновациях в приоритетных сферах деятельности. Формирование национальной инновационной системы остается одним из основных направлений внутренней политики государства.
Для развития делового туризма необходима соответствующая инфраструктура. В этом контексте город Иркутск имеет большой потенциал развития. Создание положительного имиджа города Иркутска как центра коммуникаций позволит развивать и взаимосвязанные бизнес-направления: гостиничный бизнес, потребительский рынок, выставочно-ярмарочную деятельность.
Государство принимает активное участие в создании условий для формирования национальной инновационной системы: реализуются федеральные целевые программы, создаются венчурные фонды, развивается инновационная инфраструктура (в частности, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования и прочее), сформирована система финансовой поддержки малых и средних инновационных компаний.
За 2009 - 2012 годы в городе Иркутске в сфере инновационной деятельности более 50 компаний города Иркутска с проектами на общую сумму порядка 20 млн. руб. получили субсидии, более 500 человек и 120 компаний получили организационно-методическую и консультационную поддержку деятельности. Доля инновационных компаний, имеющих защищенную интеллектуальную собственность, составила в 2011 году 43,9% от общего числа компаний (в 2009 г. - 35%), численность работников, занятых инновационной деятельностью, увеличилась до 538 человек в 2011 году (344 человек - в 2009 г.), а доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в 2011 году составила 2,1% (1,74% в 2009 г.).
Несмотря на активизацию процессов в данной сфере, уровень практического внедрения инновационных разработок в экономике крайне недостаточен. Более того, темпы перехода на инновационный уровень экономики крайне низкие, что в значительной степени зависит от законодательного регулирования социально-экономических отношений с учетом специфики инновационной деятельности.
Иркутская область занимает стратегически важное экономико-географическое положение в центре азиатской части России на пересечении торговых путей из центральных регионов России к странам Азиатско-Тихоокеанского региона. В Иркутской области действуют мощные промышленные комплексы: топливно-энергетический, горно-добывающий, лесопромышленный, нефтехимический; особое развитие получила алюминиевая промышленность; высока роль машиностроения и биофармацевтики.
Оказание организационно-методической, консультационной и финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, основывающего бизнес на внедрении инновационных разработок, на уровне муниципалитета представляется целесообразным и крайне важным для формирования инновационной системы города.
В целом по городу на начало 2012 года обеспеченность торговыми площадями составляет 173,6%, или 1154,3 кв.м на 1 тыс. жителей при нормативе минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (согласно письму Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 02.11.2010 N 83-37-1484/10) - 665 кв.м на 1 тыс. жителей, обеспеченность торговыми площадями по продаже продовольственных товаров в целом по городу Иркутску составляет 143,2%, по продаже непродовольственных товаров - 186,9%. Всего на потребительском рынке города занято более 85 тыс. человек, также активно развивается рынок наружной рекламы.
Однако для решения таких проблем, как несбалансированное развитие различных форм и способов оптовой и розничной торговли, диспропорции в размещении объектов потребительского рынка на территории города, большое количество нестационарных торговых объектов, расположенных на территории города и других, необходима разработка основ муниципальной политики по развитию потребительского рынка, включающей меры по обеспечению территориальной доступности инфраструктуры торговли и услуг, по созданию условий для вовлечения жителей города в предпринимательскую деятельность в сфере торговли и услуг.
Основным принципом разработки данной Программы является выработка единого, комплексного подхода к стимулированию экономической активности в городе Иркутске, оптимизация существующих и создание новых механизмов муниципальной поддержки экономических процессов.
Использование программно-целевого метода посредством реализации Программы позволит:
- эффективно управлять бюджетными средствами, выделяемыми на реализацию мероприятий Программы;
- координировать весь комплекс мероприятий, направленных на реализацию обозначенных в Подпрограмме задач;
- гибко реагировать на возможные изменения внешней и внутренней среды;
- обеспечить объективный контроль реализации Программы в соответствии с четко обозначенными критериями достижения цели и целевыми индикаторами Программы.
Программа направлена на развитие конкурентоспособной высокотехнологичной диверсифицированной экономики, что соответствует одному из приоритетов Программы комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2013 - 2019 годы.
Цель Программы - увеличение собственных доходов бюджета города Иркутска на основе развития предпринимательской активности, развития высокотехнологичных отраслей экономики, сферы услуг, построения современной инфраструктуры предпринимательской активности.
Задачи Программы:
1. Стимулирование притока инвестиций в экономику города и создание благоприятных условий для реализации приоритетных для развития муниципального образования инвестиционных проектов.