Действующий

Об утверждении Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2013 - 2014 годы (с изменениями на 19 марта 2014 года)

Уровень производственного травматизма (число пострадавших от несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом на 1 тысячу человек, занятых в экономике города Иркутска) за период 2006 - 2011 гг.

Год

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Значение показателя

0,29

0,24

0,34

0,24

0,25

0,25


В 2011 году от несчастных случаев на производстве с тяжелым и смертельным исходом пострадали 69 человек (на 3% больше, чем в 2010 году), из них 25 погибли (на 7,4% меньше, чем в 2010 году). Наибольшая численность пострадавших зарегистрирована в организациях строительства, транспорта и обрабатывающих производств. Из числа пострадавших в несчастных случаях на производстве 30% составляют работники, занятые в малом бизнесе; свыше 30% имели стаж работы в организации менее одного года; более 5% находились в состоянии алкогольного опьянения.

Результаты анализа материалов расследований несчастных случаев с тяжелыми и смертельными последствиями показывают, что свыше 70% несчастных случаев происходит из-за нарушения нормативных требований охраны труда работодателями и небезопасного поведения людей на рабочем месте.

Анализ проводимой организациями города Иркутска работы по охране труда показывает, что работодатели взамен проведения мероприятий по улучшению условий труда предпочитают выплачивать работникам компенсации за работу во вредных условиях труда (доплаты, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, досрочные пенсии). Расходы на такие компенсации составили в 2011 году 294,9 млн. руб., или в среднем 14,6 тыс. руб. на одного работника, пользующегося данным правом. Имеющаяся тенденция ежегодного увеличения числа работников, получающих компенсации, и расходов на компенсации свидетельствует о слабой динамике улучшения условий труда в организациях города.

Из-за отсутствия эффективных экономических механизмов, побуждающих работодателя принимать меры по улучшению условий и охраны труда, имеются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных форм собственности. На мероприятия по охране труда на производстве в целом по городу в 2011 году израсходовано 1,13 млрд. рублей (в 2010 году - 867,2 млн. рублей), причем наиболее высокий уровень производимых расходов отмечается на предприятиях добывающих производств (20852 руб. в расчете на одного работающего), энергетики (15367 руб.), обрабатывающих производств (8131 руб.). Для субъектов малого и среднего предпринимательства наиболее характерна ситуация, когда мероприятия по улучшению условий и охраны труда реализуются эпизодически и, как правило, только по предписанию государственных инспекторов труда.

Кроме того, не являются до сих пор приоритетными для многих работодателей мероприятия организационного характера, не требующие финансовых вложений, такие как обучение работников по охране труда, внедрение системы управления охраной труда и профессиональными рисками, обеспечение безопасной организации производства работ, осуществление должного контроля за соблюдением работниками инструкций и правил охраны труда. Для привлечения внимания к этим вопросам необходима заинтересованность и эффективное взаимодействие работодателей и работников как равноправных сторон социального партнерства. Однако, данный механизм улучшения социального положения работников на уровне организаций в настоящее время развит недостаточно.

Изменение отношения работодателей к вопросам безопасности труда работников является одним из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления города Иркутска. Работа, проводимая в рамках реализации муниципальной программы улучшения условий и охраны труда в г. Иркутске на 2006 - 2012 гг., позволила в последние годы добиться устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма:

- сокращения общего уровня производственного травматизма в расчете на 1000 занятых в экономике города Иркутска на 32,3%;

- сокращения уровня производственного травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 занятых в экономике города Иркутска на 10%.

Учитывая эффективность реализуемых мероприятий, принимая во внимание важность и многогранность проблемы обеспечения здоровых и безопасных условий труда, работу в области улучшения условий и охраны труда в организациях г. Иркутска необходимо продолжать.

План мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2013 - 2014 годы является важнейшим инструментом реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и позволяет планомерно проводить работу в сфере обеспечения здоровых и безопасных условий труда работающих, снижения травматизма и заболеваемости на производстве, а также материальных потерь общества, связанных с их последствиями.

Основной целью Плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в городе Иркутске на 2013 - 2014 годы является улучшение условий и охраны труда, направленное на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Данная цель будет достигаться путем развития системы управления охраной труда как на муниципальном уровне, так и на уровне отдельной организации. Именно в этом направлении сформирован комплекс взаимоувязанных мер правового, социально-экономического, организационного и пропагандистского характера. Предполагается направить внимание работодателей на создание качественных рабочих мест за счет внедрения системы оценки профессиональных рисков, проведения мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, модернизации оборудования и технологических процессов, что обеспечит улучшение демографической ситуации в городе Иркутске и повышение качества трудового потенциала.