Действующий

О внесении изменения в постановление администрации города Иркутска от 02.11.2010 N 031-06-2682/10 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Иркутске на 2010 - 2015 годы"

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ


Муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Иркутске на 2010 - 2015 годы" (далее также - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Приказом Минрегиона Российской Федерации от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях".

Реализация Программы предусматривает использование комплекса организационных, правовых, технических, экономических механизмов, необходимых для претворения в жизнь мероприятий, направленных на повышение энергетической эффективности в городе Иркутске. При этом основой для реализации энергосберегающих мероприятий служит программно-целевой метод, который определяет целевые механизмы реализации энергосберегающих мероприятий.

Теплоснабжение города осуществляется от Ново-Иркутской ТЭЦ ОАО "Иркутскэнерго", от 46 котельных на органическом топливе и мазуте. На выработку электроэнергии и тепла в год расходуется свыше 1 млн. 800 тыс. тонн условного топлива, в т.ч. 87 - 88% - твердое топливо и более 12 - 13% - мазут. Большая часть котельных перешла в концессионное пользование ЗАО "Байкалэнерго". Среди них преобладают котельные с морально и физически устаревшим оборудованием. Актуальными остаются работы по реконструкции и замене оборудования котельных, оптимизации структуры источников теплоснабжения. Наряду с этими направлениями работ необходимо осваивать перспективные возобновляемые и нетрадиционные источники энергии, использование которых может обеспечить значительное снижение потребления органического топлива.

В городе эксплуатируется около 505,5 км водяных тепловых сетей (по трассе), 41 насосно-подкачивающая станция. Значительные проблемы в системах транспорта и распределения тепловой энергии вызваны их ветхостью: доля ветхих тепловых сетей на 01.01.2010 составляет примерно 30%.

Основным поставщиком электрической энергией является ОАО "Иркутская электросетевая компания".

Эксплуатация электрических сетей осуществляется ООО "Южные электрические сети".

В системах электроснабжения наблюдается устойчивый рост потребления электроэнергии. Растущий дефицит электроэнергии тормозит реализацию планов развития города. Наряду с объективными причинами существует ряд факторов, вызывающих нерациональное расходование электроэнергии, таких как: низкие тарифы и недостаточный контроль, вызывающий расточительное отношение к расходованию электрической энергии; значительный перерасход электрической энергии в системах уличного освещения из-за применения электрических ламп накаливания и отсутствия систем автоматического управления освещением.

Отсутствие учета расхода электроэнергии на многих объектах также способствует расточительному отношению к расходованию энергоресурсов. Прошедшая в последнее десятилетие волна массовых хищений электросчетчиков и отсутствие условий, обеспечивающих сохранность приборов учета используемых энергетических ресурсов, привела к тому, что многие потребители стали рассчитываться по нормативным расходам. Действующие нормы электропотребления не учитывают увеличение энерговооруженности потребителей, а также того, что в холодную погоду многие потребители используют электронагревательные приборы. Необходимо проведение работы по установлению обоснованных норм расхода, стимулирующих переход на расчеты по приборам учета используемых энергетических ресурсов, использование современных электросчетчиков для расчетов по двухтарифной системе. Необходимо также развитие организационных структур, обеспечивающих автоматизированный сбор и обработку показаний приборов учета.

Основным поставщиком холодной воды в городе Иркутске является МУП "Водоканал" города Иркутска.

В хозяйственном ведении МУП "Водоканал" города Иркутска по состоянию на 01.01.2010 находятся:

- 2 водозабора - Ершовский водозабор и Сооружение N 1 в теле плотины Иркутской ГЭС;

- 23 водопроводные насосные станции подкачки;

- 23 резервуара чистой воды общей емкостью 87 тыс. куб.м;

- 3 артезианские скважины;

- 477 уличных водоразборов (колонок);

- 711,6 км водопроводных сетей, из них 391,1 км со 100-процентным износом;

- 35 канализационных насосных станций;

- 704,3 км канализационных трубопроводов, из них 317,6 км со 100-процентным износом;

- 2 очистных сооружения общей производительностью по биологии 300 тыс. куб.м в сутки, по механике 330 тыс. куб.м.

На 01.01.2010 МУП "Водоканал" города Иркутска осуществляет технический контроль за приборами коммерческого учета у потребителей в количестве 3695 шт.

Водозабор Сооружение N 1 обеспечивает водой Ново-Иркутскую ТЭЦ и, по мере необходимости, подпитывает сети города.

МУП "Водоканал" города Иркутска, осуществляющее водоснабжение, прием и очистку сточных канализационных вод города Иркутска и водоснабжение города Шелехова, является крупнейшим потребителем энергоресурсов.

В городе имеет место тенденция повышения стоимости энергетических ресурсов. Рост тарифов на электрическую энергию за период 2008 - 2009 гг. составил в среднем по всем группам потребителей 142%, на тепловую энергию - 121%, на воду - 116%. Расходы бюджета города Иркутска на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений социальной сферы возросли за период 2008 - 2009 гг. на 73 млн. рублей, или на 137%.

В условиях роста стоимости энергоресурсов и дефицита бюджетных ресурсов крайне важным становится обеспечение эффективного использования энергоресурсов в муниципальных зданиях.

Основными проблемами низкой энергоэффективности муниципального сектора города являются:

1) неполная оснащенность приборами учета используемых энергетических ресурсов, особенно учета холодной воды;

2) потери теплого воздуха через чердачные и оконные проемы, систему вентиляции, неплотности перекрытий, стен, трубопроводов и арматуры;

3) изношенность систем коммунальной инфраструктуры;