За последние три года общая площадь жилищного фонда города Иркутска возросла на 10,3% и на 1 января 2012 года составила 12970,0 тыс. кв. метров, в том числе общая площадь жилых помещений в многоквартирных домах - 11522,2 тыс. кв. метров. Около 83% жилищного фонда оборудовано всеми видами благоустройства.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на 1 жителя, за 2009 - 2011 годы увеличилась с 20,3 до 21,7 кв. метров. По данному показателю город Иркутск находится практически на одном уровне со столицами регионов Сибирского федерального округа (рисунок 11)*.
________________
* Рисунок 11 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
По состоянию на 01.01.2012 собственники помещений 5459 многоквартирных домов города Иркутска, или 72,3% от общего количества многоквартирных домов, выбрали способ управления домом. Наибольший удельный вес в избранных способах управления занимает "управление управляющей организацией" - 78,7%, на долю способа "управление товариществом собственников жилья" приходится 18,2% домов.
На территории города Иркутска управление многоквартирными домами осуществляют 39 управляющих организаций. Общее количество товариществ собственников жилья - 252.
Среди основных проблем в области жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) можно выделить:
- устаревшую систему взаимоотношений хозяйствующих субъектов в сфере ЖКХ;
- недостаточно эффективную модернизацию систем энергоснабжения;
- низкую инвестиционную и инновационную активность, высокую ресурсоемкость жизнедеятельности городского хозяйства;
- недостаточную эффективность системы сбора, удаления и переработки бытовых и промышленных отходов;
- высокий износ основных фондов коммунального комплекса города Иркутска;
- низкий уровень качественного регулирования режимов в центральных системах теплоснабжения и отсутствие стимулов к энергосбережению;
- замедление обновления и модернизации жилищного фонда, недостаточное благоустройство придомовых территорий;
- отсутствие стратегии формирования жилищного фонда социального использования, в частности для малоимущих граждан;
- наличие дефицита высококвалифицированных кадров в сфере ЖКХ;