В 2009 - 2010 годах отмечено снижение объема платных услуг населению города Иркутска в сопоставимых ценах: в 2009 году - на 9,1%, в 2010 году - на 4,3%. В 2011 году реализовано платных услуг на сумму 37,3 млрд. рублей, индекс физического объема - 105,3%.
Объем платных услуг населению на 1 жителя города Иркутска возрос в 2009 году на 13,2%, в 2010 году - на 2,9%. В 2011 году на 1 жителя реализовано платных услуг на 63,3 тыс. рублей, или 110,7% к показателю предыдущего года.
В структуре платных услуг, оказанных крупными и средними предприятиями, наибольший удельный вес имеют услуги связи - 46%, транспортные услуги - 22,1%.
В объеме платных услуг населению доля бытовых услуг занимает 7,4%. В 2009 - 2011 годах количество организаций, оказывающих бытовые услуги стационарно, возросло с 1137 до 1387. Численность занятых в бытовом обслуживании составляет 7079 человек.
Объем бытовых услуг снизился в 2009 году на 4,6% в сопоставимых ценах, в 2010 году - на 1,2%. В 2011 году населению города Иркутска реализовано бытовых услуг на 2,8 млрд. рублей, индекс физического объема - 103,3%. На одного жителя оказано услуг на 4,7 тыс. рублей, что на 9,3% больше показателя предыдущего года.
Основные направления развития сферы услуг:
- формирование механизма привлечения и концентрации капитала в сфере бытового обслуживания с целью повышения интенсивности ее развития;
- обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан в сфере услуг в пределах компетенции местного самоуправления;
- содействие расширению возможностей малого бизнеса как наименее капиталоемкого направления развития сферы бытового обслуживания;
- укрепление нормативно-правовой базы отрасли бытового обслуживания;
- содействие обеспечению надлежащего уровня организации оказания отдельных видов бытовых услуг и повышение культуры обслуживания и эффективной реализации механизма защиты прав потребителей;
- содействие укреплению кадрового потенциала работников отрасли бытового обслуживания;
- проведение научно-исследовательских разработок по проблемам функционирования и развития потребительского рынка в сфере бытового обслуживания, в том числе разработка информационно-аналитической системы по изучению конъюнктуры потребительского рынка.