Особенностями рейтинга является то, что в отличие от традиционного понимания развития в данном случае, в первую очередь, учитывается развитие человека как рост продолжительности жизни, образования и дохода. Человеческое развитие рассматривается как цель и критерий общественного прогресса, а не средство для экономического роста. Преимущество данного индекса - в выделении базовых критериев социального развития (долголетие, образование, доход), пригодных для количественных сопоставлений.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) состоит из трех равнозначных компонентов:
- дохода, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта (далее - ВРП)) по паритету покупательной способности в долларах США;
- образования, определяемого показателями грамотности и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет;
- долголетия, определяемого через ожидаемую продолжительность жизни при рождении.
Используемая методика имеет ряд недостатков. Основным является относительная достоверность показателя ВРП, особенно в регионах с высокой долей теневой экономики. Другой проблемой, не имеющей решения, является производство, распределение и потребление ВРП. В региональных индексах измеряется производство ВРП, а не потребление, тем самым искажается реальное экономическое положение населения. Возможной альтернативой для измерения являются показатели фактического конечного потребления домашних хозяйств системы национальных счетов, но они также имеют свои региональные искажения, поэтому их использование также не совсем оправдано. Кроме того, необходимо сохранить при измерениях единую методику, применяемую в международных сопоставлениях. Все это необходимо учитывать при анализе результатов рейтинга.
На 2010 год Иркутская область, согласно рейтингу развития человеческого потенциала ПРООН, занимает 61 место из 83 оцениваемых регионов. Учитывая отставание Иркутской области от ведущих субъектов Сибирского федерального округа (распределение мест в рейтинге ИРЧП в 2010 году: Томская область - 11, Красноярский край - 31, Омская область - 23, Новосибирская область - 18), необходимо определить приоритетные направления развития социально-экономической политики, которая позволила бы повысить статус Иркутской области и города Иркутска.
Проведя анализ динамики изменения положения региона по отдельным компонентам индекса, можно определить как положительные, так и отрицательные тенденции в социально-экономическом развитии области и города. Отрицательная тенденция наблюдается в сферах образования и демографии. Планирование и проведение мероприятий в сфере образования, здравоохранения и демографической политики создаст благоприятные условия для позитивных изменений в выделенных направлениях.