5.2. Паспортизация объектов бюджетной сферы (энергетический паспорт)
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 11.12.1997 N 1278 "О мерах по оздоровлению государственных финансов" снижение расходов бюджетных организаций через введение лимитов потребления электро- и теплоэнергии (в натуральном и стоимостном выражении) является одним из ключевых мероприятий по энергосбережению. В настоящее время в г. Иркутске, на основании постановления мэра от 23.01.2002 N 031-06-63/2 "Об установлении лимитов пользования холодным и горячим водоснабжением, тепловой и электрической энергией для муниципальных учреждений здравоохранения, образования и культуры г. Иркутска", утверждены лимиты пользования холодным и горячим водоснабжением, тепловой и электрической энергией по объектам бюджетной сферы, проводится анализ теплоэнергоснабжения.
Необходимо организовать способы введения лимитов на основе показателей, учитывающих теплотехнические характеристики строений и инженерное обеспечение последних, климатические условия местности и санитарно-гигиенические нормы. Положение осложняется тем, что во многих организациях первичная документация на строения зачастую утеряна и на ее восстановление потребуются определенные усилия. Тем не менее, городу необходимы достоверные результаты и наиболее точно запланированные объемы потребления энергетических ресурсов, определение резервов по снижению их расходов экономической целесообразности проведения тех или иных энергосберегающих мероприятий.
Необходимо разработать Положение об энергетических паспортах организаций бюджетной сферы, жилых домов.
В основу энергетического паспорта организации бюджетной сферы, жилых домов положены технические характеристики и эксплуатационные показатели проекта, данные технического паспорта БТИ, договора на предоставление коммунальных услуг. Для организаций, арендующих помещения, предложена методика расчета теплопотребления по характеристикам отопительных приборов.
Данные, закладываемые в паспорте организации, позволяют проверить правильность определения объемов поставляемых - получаемых коммунальных услуг и определить комплекс мероприятий по энергосбережению в организации (на объекте) и ориентировочных затрат на их проведение.
Введение энергетического паспорта организации создает единую базу расчетов объемов потребления энергетических ресурсов и может служить основанием для введения обоснованных нормативов (лимитов) потребления энергоресурсов в организациях не только бюджетного финансирования, но и для предприятий всех форм собственности.
По аналогии с паспортом организации (объекта) построен паспорт муниципального образования, в котором отражаются основные показатели по потреблению или производству энергетических ресурсов города (в абсолютных и удельных показателях) и определяются основные направления работ по рациональному их использованию.
Наличие паспорта муниципального образования для условий г. Иркутска поможет решить следующие задачи:
1. Создать единую базу данных для планирования расходов бюджетных организаций по коммунальным услугам.
2. Ввести обоснованные нормативы (лимиты) потребления топливно-энергетических ресурсов в организациях бюджетной сферы и объектах ЖКХ.
3. Определение основных работ по рациональному использованию энергоресурсов.
Параллельно провести паспортизацию теплоисточников, инженерных сетей города.
По единой форме технического паспорта котельной составляется реестр котельного оборудования, тепловых сетей, что должно стать основой для разработки конкретных предложений по реконструкции систем энергоснабжения муниципальных образований.
Обработка информации по теплоисточникам и распределительным тепловым сетям позволяет разработать дополнительные предложения по совершенствованию системы теплоснабжения всего городского хозяйства. Конечным итогом реализации такой схемы является формирование муниципального заказа по производству - потреблению коммунальных услуг, энергосберегающего оборудования, материалов и т.п.