Основанием для принятия Программы явились постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1997 N 260 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации" и приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 116 от 15.04.1997 одноименного названия.
Программа "Неотложных мер борьбы с туберкулезом в г. Иркутске на 2000 - 2002 гг." разработана городским противотуберкулезным диспансером под руководством департамента здравоохранения г. Иркутска, при участии ГЦ ГСЭН и кафедры туберкулеза института усовершенствования врачей г. Иркутска.
Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни, экология и питание. В мире ежегодно заболевают 10 миллионов человек открытой формой и столько же небациллярными формами туберкулеза.
Начиная с 1990 г. и до настоящего времени отмечен рост показателей заболеваемости, болезненности и смертности от туберкулеза. Среди многих причин эпидемиологического неблагополучия в России, в том числе в г. Иркутске, следует выделить возрастающую безработицу, снижение жизненного уровня больших групп населения, бедность, плохое питание, алкоголизм, наркоманию, миграцию населения, в том числе из регионов с высокой заболеваемостью туберкулезом (Кавказские республики, Украина, Молдова), прибытие лиц, больных туберкулезом, из учреждений исполнения наказаний (УИН), появление новых форм микобактерий туберкулеза, более опасных и устойчивых ко многим противотуберкулезным препаратам, распространение ВИЧ-инфекции. В настоящее время г. Иркутск является резервуаром туберкулезной инфекции: на каждые 286 жителей приходится один больной активной формой туберкулеза.
Противотуберкулезная помощь в г. Иркутске осуществляется всеми лечебно-профилактическими учреждениями на принципах бесплатности, общедоступности данного вида помощи для населения за счет средств городского бюджета.
Учреждения общей лечебной сети призваны обеспечивать выявление и специфическую профилактику случаев заболевания туберкулезом и осуществлять:
- профилактические флюорографические осмотры населения;
- постановку туберкулиновых проб;
- проведение противотуберкулезных прививок БЦЖ.
Однако в настоящее время материальная база ЛПУ из-за недостаточного финансирования не позволяет эффективно проводить комплекс профилактических мероприятий по туберкулезу. Охват населения флюорографическим обследованием снижен, т.к. флюорографическая техника устарела, часто выходит из строя, требует замены (количество дней простоя флюорографов из-за поломок в 1998 году составил по городу 332 дня). Часть поликлиник не имеет флюорографов вообще, что негативно сказывается на охвате населения данным видом обследования.
Изменение форм собственности промышленных и других предприятий, работники которых должны проходить профилактические флюорографические обследования, нежелание руководителей предприятий организовывать профосмотры привело к тому, что ежегодно снижается количество обследованных профилактически и увеличилось количество больных туберкулезом (до 50%), выявленных по обращаемости. Снижение объемов профилактических осмотров приводит к недовыявлению 25 - 30% больных. Увеличилось количество остропрогрессирующих деструктивных форм туберкулеза (казеозной пневмонии, неуклонно прогрессирующего фиброзно-кавернозного туберкулеза с наличием осложнений), вновь встречаются тяжелые формы инфильтративного туберкулеза, гематогенно-диссеминированного, в том числе милиарного, особенно тяжело протекающего у больных пожилого возраста и у детей.
Городской противотуберкулезный диспансер, исходя из поставленных перед ним задач, обеспечивает:
- организационно-методическое руководство по планированию и проведению мероприятий по профилактике и выявлению туберкулеза;
- консультативный прием больных, дифференциальную диагностику, лечение и диспансерное наблюдение больных туберкулезом и саркоидозом;