Действующий

О Программе социально-экономического развития города Иркутска на 2004 - 2007 гг.



Профессиональное образование (начальное, среднее, высшее и послевузовское образование)


Училища и лицеи города организуют многопрофильное разноуровневое ступенчатое образование, обеспечивающее различные образовательные запросы и возможности молодежи, а также базовые социально-экономические знания и умения обучаемых, необходимые для оптимальной адаптации к условиям рынка труда города. Всего в учебных заведениях обучаются выпускники основной и средней общеобразовательной школы по 100 профессиям.


Комплектование учебных заведений осуществляется по заявкам, согласованным с администрацией, центрами занятости, с предприятиями-работодателями.


Несмотря на сложности в финансировании, в целом сохранилась сеть учебных заведений начального профессионального образования. Средняя численность учащихся в иркутских ПТУ (около 500 чел.) выше в 1,5 раза, чем в г. Красноярске (около 300 чел.), и в 2 раза, чем в г. Улан-Удэ (около 250 чел.).


Большинство имеющегося в учебных заведениях оборудования морально и физически устарело и требует замены. В связи с отсутствием финансирования в последние годы и в силу изменившейся правовой основы, исчезновением социального института базовых предприятий, которые оказывали существенную помощь в развитии и совершенствовании учебно-материальной базы, учебные заведения самостоятельно решают эти проблемы, привлекая свои, внебюджетные средства и средства спонсоров. Но этих средств явно недостаточно для создания учебно-материальной базы, отвечающей требованиям подготовки конкурентоспособных рабочих в соответствии с Госстандартом начального профессионального образования.


В настоящее время в г. Иркутске находятся и успешно работают 26 учебных заведений среднего профессионального образования; это колледжи, техникумы, училища. По общепринятой технологии они называются средними специальными учебными заведениями - ССУЗами.


ССУЗы ведут подготовку более чем по ста специальностям, таким как образование, здравоохранение, культура и искусство, экономика и управление, геология, разведка и разработка полезных ископаемых, энергетика, машиностроение и металлообработка, информатика и вычислительная техника, эксплуатация транспорта, строительство, сервис, сельское хозяйство и т.д. Обучение ведется как на базе основного общего образования так и на базе среднего (полного) общего образования 11 (классов) и начального профессионального образования. В ССУЗах используются все формы обучения: очная, очно-заочная, заочная, экстернат, а также новая форма с использованием дистанционных технологий (Иркутский заочный технологический техникум).


В области среднего профессионального образования необходима интеграция среднего и высшего образования. Средние специальные учебные заведения необходимо присоединить к профильным ВУЗам. Это позволит повысить качество образования.


В области высшего профессионального образования в г. Иркутске сложилась уникальная ситуация: процент выпускников школ текущего выпуска с 1999 г. по 2003 г. вырос с 66% до 82% (среднероссийский показатель - 30%). Это свидетельствует о большой мощности вузовского потенциала и качестве подготовки абитуриентов. Нецелесообразно сокращение приема в ВУЗы, поскольку высшее образование непосредственно влияет на качество образовательного потенциала города. Необходимо расширять коммерческий набор, особенно по гуманитарным специальностям.


Система высшего образования г. Иркутска представляет собой совокупность образовательных учреждений различной ведомственной подчиненности и различных форм хозяйственной деятельности. Высшая школа г. Иркутска содержит 23 образовательных учреждения (ОУ), в том числе 16 государственных ВУЗов и филиалов ВУЗов.


В 16 государственных ВУЗах на 01.01.2003 обучалось 84241 студент. Для сравнения на 01.01.2000 обучалось 64247 студентов. Общее количество студентов, обучаемых по 186 специальностям и направлениям, на 01.01.2003 равно 89972 студентам (на 01.01.2000 оно было 67322 студента).


Большое развитие получило негосударственное высшее образование. Контингент студентов в этих ВУЗах достиг 6 тыс. чел. Для развития конкурентной среды на рынке образовательных услуг эти ВУЗы необходимо поддерживать, но при условии более жесткого контроля за их лицензированием, аттестацией и аккредитацией.


Для наиболее полного обеспечения потребности экономики города в специалистах необходимо формировать муниципальный заказ, который определяется по представлению администрации.


В предстоящий период особое внимание должно быть обращено на формирование научно-педагогического персонала. В ряде ВУЗов средний возраст преподавателей уже достигает 50 лет, хотя Иркутский вузовский центр располагает развитой сетью аспирантур и специализированных научных советов. Для омоложения кадрового состава также целесообразно предусмотреть городской заказ на обучение в аспирантуре.


Для эффективности образовательного процесса необходимо интенсивное общение и обучающих, и обучающихся. Для этого нужны конференции, школы, семинары, научные общества.