Действующий

О Программе социально-экономического развития города Иркутска на 2004 - 2007 гг.



5.7. Потребительский рынок


Потребительский рынок как сегмент товарного рынка выполняет ряд важных функций в экономике города:


- обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование экономических интересов контрагентов;


- устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения;


- выполняет роль сигнальной системы для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей;


- определяет уровень равновесных цен и пропорции между ценами различных товаров;


- осуществляет распределение потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами населения;


- обеспечивает участие в межрегиональных торгово-экономических связях.


Функционирование и развитие потребительского рынка города осуществляется под воздействием ряда факторов: социально-демографический; изменение потребительских предпочтений; формирование современных форм торгового обслуживания; интенсивное развитие рекламной деятельности; переоснащение материально-технической базы торговли и сферы услуг и другие.


Потребительский рынок города в период формирования новых условий экономического роста характеризуется значительными изменениями, отвечающими рыночным отношениям: наблюдается насыщенность рынка потребительскими товарами; реализация товаров определяется платежеспособным спросом населения; увеличивается товарооборот (ежедневно в городе продается товаров на сумму более 82,7 млн. руб.); расширяется объем бытовых услуг (2,9 млн. руб.) и услуг общественного питания (3,36 млн. руб.); устанавливаются рациональные взаимоотношения между агентами рынка; повышается конкурентоспособность местных производителей; развиваются отдельные элементы рыночной инфраструктуры.


В настоящее время на потребительском рынке города функционируют: 953 предприятия розничной торговли, в том числе 487 продовольственных и 466 непродовольственных; 684 объекта мелкорозничной торговли, 1396 киосков и павильонов; 25 торговых центров; 6 оптовых рынков; 42 торговые площадки; 748 предприятий бытового обслуживания; 756 предприятий общественного питания. Деятельность хозяйствующих субъектов на потребительском рынке характеризуется изменениями в развитии оптовой и розничной торговли, ростом сети современных высокоэффективных форм торговли, а также фирменной торговли.


В сфере общественного питания наблюдается рост количества предприятий, посадочных мест (24300 против 22229 в 2002 г.), численности занятых. На душу населения в городе приходится 2,1 тыс. руб. оборота общественного питания (в 2002 г. - 1,9 тыс. руб.).


Количество организаций, оказывающих бытовые услуги, составляет 748, в 2002 г. - 599. Выросла численность занятых в бытовом обслуживании до 5291 чел. против 4837 чел. в 2002 г. Объем бытовых услуг в расчете на 1 жителя г. Иркутска составляет 1815 руб. против 1777 руб. в 2002 г.


Несмотря на положительные тенденции в функционировании потребительского рынка города, дальнейшее развитие предполагает решение ряда проблем, обусловленных региональными особенностями Иркутской области и г. Иркутска, а также требованиями к обращению потребительских товаров в условиях рыночных отношений. Основные проблемы, цели и задачи, а также мероприятия по их реализации представлены в табл. 38.


На рис. 27 отражены основные направления развития потребительского рынка г. Иркутска.


┌═══════════════════════════‰       ┌════════════════════════════‰