Действующий

О Программе социально-экономического развития города Иркутска на 2004 - 2007 гг.



5.6. Развитие связи и информатики


Государственная политика в сфере информатизации должна иметь своей целью обеспечение условий, необходимых для максимально возможного использования такого стратегически важного ресурса социально-экономического развития общества, как информация.


В настоящее время для г. Иркутска характерен неравномерный уровень информатизации различных сфер деятельности и отраслей экономики. Это приводит к неполному использованию социально-экономического потенциала города и затрудняет развитие как отдельных отраслей хозяйствования и сфер деятельности, так и города в целом. Наличие "узких мест" приводит к неэффективному использованию существующих возможностей промышленности, сферы услуг, здравоохранения, культуры, образования, органов государственного управления, правоохранительных органов.


В г. Иркутске существует достаточно развитая телекоммуникационная магистральная инфраструктура, в состав которой входят: цифровые сети и каналы связи ОАО "Ростелеком", ОАО "Иркутскэнерго" (АТМ-магистраль), ЗАО "БайкалТрансТелеком" и т.д., обладающие большим запасом мощности и способные интегрировать как передачу данных, так и аудиовидеоинформацию.


Функционирует интегрированная информационно-вычислительная сеть Иркутского научно-образовательного комплекса (ИрНОК) производительностью до 100 Мбит/сек., которая объединяет все институты Иркутского Научного Центра СО РАН, Байкальский учебный комплекс, Иркутский государственный технический университет (ИрГТУ), Иркутский государственный университет путей сообщения (ИГУПТ), Восточно-Сибирский Научный Центр СО РАМН, БГУЭП.


Развитие информатизации деятельности органа местного самоуправления ведется в соответствии с программой создания городской информационной системы, принятой постановлением мэра города, в рамках основных направлений развития, утвержденных городской Думой. Органы городского самоуправления объединены в корпоративную информационно-вычислительную сеть, охватывающую основные подразделения администрации и имеющую выход в информационную сеть Интернет. Всего для автоматизации работ по различным направлениям деятельности органов городского самоуправления используется свыше 910 ПЭВМ.


В то же время некоторые сферы деятельности и отрасли экономики практически не имеют доступа к информационным технологиям, не обеспечены требуемыми информационными ресурсами.


Важно отметить, что информационные ресурсы города развиваются по ведомственному признаку. Подразделения федеральных органов власти, органы местного самоуправления, крупные промышленные предприятия, научно-образовательные учреждения и библиотеки для решения своих функциональных задач самостоятельно создают и ведут собственные базы данных. При этом владельцы крупных баз данных практически не предоставляют доступ к информации сторонним пользователям и частным лицам.


Такой подход является крайне нерациональным еще и потому, что разобщенность, "закрытость" баз данных приводит к избыточным затратам на накопление и хранение информации. Ведомственные проекты зачастую приводят к дублированию накопленных информационных ресурсов, а также к искажению и нарушению целостности данных ввиду их многократного ввода различными операторами и отсутствия единой системы актуализации. Несогласованное обновление информации вызывает возникновение расхождений, приводящих к ошибкам в анализе данных и требующих для устранения значительных затрат. Качество управленческих решений при этом также снижается.


В результате при достаточно большом объеме информации, накопленной в ведомственных хранилищах данных, и высоком уровне технического обеспечения телекоммуникаций информационные потребности жителей г. Иркутска остаются неудовлетворенными из-за несовместимости информации, а также ведомственных барьеров.


Ведомственная разобщенность проявляется и в процессах современного использования информационных технологий, отсутствии координации при разработке информационных систем.


В Иркутске ведется разработка и реализация ряда программных проектов по внедрению информационных компьютерных технологий в различные сферы деятельности и отрасли экономики. Отсутствие при этом четкой системы координации реализуемых проектов и программ приводит к неэффективному расходованию средств. В результате информационный потенциал города не используется в полной мере, а уровень социально-экономического развития не достигает возможного.


Неполноценное освещение информационных ресурсов г. Иркутска в сети Internet приводит к недостаточному использованию возможностей "информационного общества".


В городе представлено значительное количество провайдеров Internet (Голден Телеком, Ростелеком, Global One, БайкалТрансТелеком и др.), достаточное для обеспечения положительной динамики роста подключений жителей Иркутска.


Кроме того, предприятия, учреждения и организации города создали и поддерживают более 300 сайтов, предоставляющих доступ к значительным объемам информации. Но для ряда предприятий и организаций не обеспечен выход в сеть, что приводит к недополучению возможного социально-экономического эффекта, снижению их активности на рынках региона и Федерации. Ежедневно в Иркутске Интернетом пользуются примерно 40 тыс. человек, насчитывается до 1500 иркутских сайтов и сайтов об Иркутске, в то время как число профессионально построенных - всего около 10%.