ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА


РЕШЕНИЕ


от 4 июня 2004 года N 003-20-440539/4



О Программе социально-экономического развития города Иркутска на 2004 - 2007 гг.



Рассмотрев Программу "Социально-экономического развития города Иркутска на 2004 - 2007 годы", руководствуясь ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст. 6, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 35, 36 Устава города Иркутска, Положением "О муниципальных программах г. Иркутска", утвержденным решением городской Думы г. Иркутска от 31.03.1999 N 312-32гД(2), городская Дума решила:


1. Одобрить Программу социально-экономического развития города Иркутска на 2004 - 2007 гг. (Приложение N 1).


2. Администрации г. Иркутска:


2.1. При разработке муниципальных программ основываться на Программе социально-экономического развития города Иркутска на 2004 - 2007 годы.


2.2. В установленном порядке через средства массовой информации довести до сведения населения города настоящее решение.



Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ




Приложение N 1
к решению
городской Думы г. Иркутска
от 4 июня 2004 года
N 003-20-440539/4




ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА НА 2004 - 2007 ГОДЫ



1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Г. ИРКУТСКА



1.1. Иркутск (историческая справка <1>)


________________


<1> Историческую справку подготовил Шахеров В.П.


В 1640-х гг. русские отряды закрепляются в Прибайкалье, активно используя водный путь по Ангаре, осваивают долину Иркута, происходят первые контакты с монгольскими князьями. С самого своего появления Иркутский острог оказался втянутым в сложную международную ситуацию, сложившуюся на пограничных землях Китая и Монголии. В XVII в. Иркутский острог являлся важнейшим стратегическим и военно-административным центром, выполняя роль ближайшего тыла и продовольственной базы для порубежных русских территорий. Именно этим объясняется укрепление и рост города, а также наличие в нем достаточно крупного военного гарнизона. Иркутск оказался в центре пересечения важнейших торгово-промысловых и колонизационных путей. Ангара, с одной стороны, связывала его с остальной Сибирью, с другой - выводила на просторы Забайкалья, в монгольские степи и далее к китайской границе. Через Кудинские степи открывался путь к верховьям Лены, а по ней - в Якутию, богатую пушниной. Выгодное географическое положение делало Иркутск важнейшим стратегическим пунктом Восточной Сибири и во многом содействовало его административному статусу. Иркутское воеводство, затем провинция, наместничество, губерния, генерал-губернаторство, наконец, вобрали в себя необозримую территорию от Енисея до Тихого океана. С 1803 г., как и в петровские времена, вся Сибирь составила одно генерал-губернаторство, а резиденцией сибирского генерал-губернатора стал Иркутск. В 1682 г. Иркутск стал центром самостоятельного воеводства, а спустя четыре года получил статус города, свою печать и герб. С конца XVII в. Иркутск начинает играть ведущую роль в пограничной торговле с монгольскими княжествами и Китаем, к стенам Иркутского острога стали приходить бухарские караваны из Средней Азии и монгольских степей. К прибытию этих караванов в Иркутск стекалось столько торгового люда, что все складские помещения были забиты товарами. После подписания Нерчинского договора 1689 г. начинается регулярная торговля между Россией и Китаем, в которой Иркутск играл важную роль транзитного центра. Уже в первые десятилетия XVIII в. купечество составляло самую многочисленную группу иркутского посада. Торговый характер города и его специализация на внешнеэкономических связях со временем только усиливались.


Основной сферой приложения сибирских капиталов была торговля и промысловая деятельность. Иркутское купечество вкладывало капиталы в развитие китайского торга, скупало и перепродавало пушнину, отправляло корабли к островам северной части Тихого океана, монополизировало отдельные виды производства и торговли. Иркутяне сыграли ведущую роль в создании Российско-Американской компании. Становление купеческого капитала и торговая специализация города не могли не отразиться как на внешнем его облике, так и на внутреннем содержании. Иркутск отличала уникальная для Сибири торговая инфраструктура. Центрами торговой жизни города были гостиные дворы. В Иркутске их было два - каменный двухэтажный купеческий и также двухэтажные мещанские торговые ряды. Кроме них, торговая жизнь кипела на хлебном, сенном и толкучем рынках, в мясных и рыбных рядах. В XIX в. появляются купеческие лавки, магазины и пассажи. В 1840-х гг. в Иркутске насчитывалось более 700 торговых помещений - больше, чем в гг. Тобольске, Томске и Тюмени, вместе взятых. Но не только торговые помещения составляли архитектурное своеобразие города. На купеческие деньги строились и содержались его многочисленные церкви, общественные и культурные здания, торговые помещения и жилые особняки. Необходимо отметить, что ведущая роль в экономике края и в городском общественном управлении способствовала значительной социализации иркутского купечества. За одно - два поколения в нем произошли разительные перемены. Если среди купечества середины XVIII в. далеко не все могли подписаться за себя, то их дети и внуки получали образование, ездили в столицу и даже за границу, обладали более широким кругозором и уже по-иному расценивали свою роль в экономической и общественной жизни страны и города. Все это способствовало не только совершенствованию приемов и правил предпринимательской деятельности, но и появлению новых морально-этических норм и ценностей, среди которых приоритет получали просвещение, собирание культурных ценностей, любовь к книге, благотворительная деятельность. Из купеческой среды начинают выходить не только меценаты и общественные лидеры, но и творческие личности - врачи, художники, ученые, публицисты. Плодами этих деяний город пользуется до сих пор, поскольку большинство образовательных и культурных учреждений располагаются в зданиях, построенных на купеческие деньги. В деле облагораживания, "окультуривания" нравов иркутского общества большую роль сыграло влияние дворянства и чиновничества, а в XIX в. и политической ссылки, особенно декабристов. В истории города были настоящие государственные деятели, много сделавшие для развития края. Во многом благодаря им Иркутск стал настоящей столицей Сибири, или, как его называли, "сибирскими Афинами".


В Иркутске сложилась самобытная и разнообразная городская культура. Он превосходил все другие сибирские города по степени насыщенности культурной среды, в состав которой в начале XX в. входили десятки различных учебных заведений, публичная библиотека, музей Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества (ВСОРГО), профессиональный театр и любительские музыкальные и театральные коллективы, городские больницы и приюты, гостиницы и парки, синематограф. Апофеозом культурной жизни дореволюционного Иркутска стало открытие в 1918 г. второго в Сибири университета.


В начале XX в. Иркутск производил уже впечатление крупного делового центра с оживленной торговлей на главных улицах. В сравнении с размахом торгово-промыслового предпринимательства промышленное развитие Иркутска шло крайне медленно.


Проведение железной дороги усилило экономические связи Иркутска, способствовало ускорению и росту товарооборота, притоку в город населения, в том числе крестьян и рабочих. С ее прокладкой в Иркутске появились железнодорожные депо, механические мастерские, значительно оживилась лесная промышленность, производство строительных материалов, угледобыча. Расширение рынка сбыта сибирской сельскохозяйственной продукции внесло новый импульс в развитие таких традиционных для Иркутска производств, как мукомольное и кожевенное дело, маслоделие, пищевая промышленность.


Советское время во многом наложило свой отпечаток на развитие города. Его роль как одного из ведущих центров Сибири не только не была утрачена, но еще больше укрепилась. Он был центром Восточно-Сибирского края, затем Иркутской области. В советское время Иркутск заметно вырос численно и пространственно, превратился в крупный промышленный и транспортный центр Сибири. В самом городе возникли десятки предприятий пищевой промышленности, авиазавод, завод тяжелого машиностроения, радиозавод и другие. Особенно заметно сказалось на развитии города строительство Иркутской ГЭС, первенца Ангарского каскада. После ее ввода в эксплуатацию заметно увеличился промышленный потенциал города. Около Иркутска появились промышленные города-спутники - Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Шелехов. После создания Восточно-Сибирского филиала СО АН СССР и открытия ряда новых высших учебных заведений Иркутск превратился в крупнейший научный и студенческий центр Сибири. В послевоенное время появились новые жилые микрорайоны, парки и скверы, открылись новые театры, концертные залы, музеи, стадионы, более интенсивными стали транспортные артерии города. Иркутску удалось сохранить свой уникальный архитектурный облик. В 1970 - 1990-х гг. были отреставрированы многие ценнейшие памятники архитектуры прошлых столетий. Эта большая и сложная работа по восстановлению памяти как в архитектурном ансамбле города, так и в сознании горожан получила новые импульсы в перестроечное время и продолжается сейчас.



1.2. Анализ современного состояния


Территория в пределах городской черты составляет 30143 га. Городской застройкой занято 9863 га, что составляет 32,83% всех городских земель. Значительную территорию занимают леса (8161 га, или 27,16%), водные пространства (2634 га, или 6,77%), луга и пойменные территории (3939 га, или 13,11%) <1>.


________________


<1> Концепция Генерального плана развития г. Иркутска.


На селитебные территории в общем объеме земельного фонда города приходится 7039 га, или 23,43%. Площадь селитебной территории в расчете на одного жителя составляет 119,06 кв.м/чел. Значительные площади приходятся на промышленные и коммунально-складские объекты, зачастую занимающие самые ответственные в градостроительном плане территории. При большой площади рекреационных территорий в границах городской черты крайне низок удельный вес зеленых насаждений общего пользования, удобных для посещения горожанами - парков, садов, скверов.


По данным БТИ, жилищный фонд г. Иркутска на 01.01.2003 составил 10698,6 тыс. кв.м общей площади квартир. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя города - 18,5 кв.м.


Обеспеченность жилищного фонда основными видами инженерного оборудования достаточно высока. Водопроводом и канализацией обеспечено 89,7% общей площади квартир, центральным отоплением - 91,1%, горячим водоснабжением - 80,1%, напольными электроплитами - 74,2%, ваннами (душем) - 81,5%, газифицировано 13,8%. В то же время по отдельным административным округам в зависимости от объема индивидуального малоэтажного жилого фонда уровень обеспеченности инженерным оборудованием существенно различается.


К настоящему времени в городе сформировалось пять крупных промышленных зон - Северная, Жилкинская, Мельниковская, Маратовская, Восточная. В них входит около 500 различных предприятий, баз, складов, гаражей и других объектов с общей территорией свыше 1960 га. По своему составу и отраслевому профилю промзоны неоднородны. Большинство из них отличаются: стихийностью размещения предприятий; отсутствием планировочной и функциональной организации; неэффективностью использования территориальных ресурсов.


Одной из важнейших проблем функционирования и развития города является низкая эффективность использования территории. Значительная часть селитебной территории занята массивами низкоплотной жилой неблагоустроенной застройки. Обширные производственные зоны не упорядочены, зачастую размещаются смежно с жилой застройкой без необходимых санитарных разрывов. Много различных по размеру участков промышленно-коммунального назначения и неиспользуемых территорий располагаются в селитебной зоне, резко ухудшая качество городской среды.


К функциональным проблемам г. Иркутска относится отставание транспортной инфраструктуры от требований времени. Улично-дорожная сеть как по плотности, так и по пропускной способности не соответствует резко возросшему уровню автомобилизации. К недостаткам транспортной системы относятся: неудовлетворительные связи южной и северной частей города, транзитные потоки транспорта, в том числе и грузового, проходящие через центр города и жилые районы. Качество жизни горожан снижает недостаток учреждений культурно-бытового обслуживания и низкий уровень озеленения, особенно в центральной части города и в границах жилых районов.


Перспективы развития города осложняются его специфическими особенностями как исторического центра Сибири, что затрудняет проведение единой градостроительной политики на территории города и пригорода. Городская черта ограничивает развитие города и нуждается в корректировке. Свободных площадок под жилищно-гражданское строительство в границах городских земель недостаточно, освоение многих из них сдерживается необходимостью проведения дорогостоящих мероприятий по инженерной подготовке и защите.


Большую сложность представляет решение экологических проблем города. Состояние среды может быть оценено как неблагоприятное, наблюдается загрязнение воздушного бассейна выбросами транспорта и промышленных объектов, актуальны проблемы очистки поверхностных стоков и водоемов, санитарной очистки города (удаление бытовых и промышленных отходов). Сложная экологическая обстановка напрямую связана с ростом заболеваемости и сокращением продолжительности жизни населения.


Отдельную комплексную проблему представляет сохранение в пределах города существующего аэропорта, эксплуатация которого ведет к сверхнормативному шумовому загрязнению значительной части городских территорий.



Экономическая база развития города


Город Иркутск является столицей одного из наиболее важных по своему экономическому и геополитическому значению регионов Сибири. В южной части области в границах Иркутско-Черемховского промышленного района сложилась крупная городская агломерация, характеризующаяся тесными экономическими и социальными связями населенных пунктов. В ее состав входят гг. Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Шелехов, Свирск. Кроме того, на территории агломерации расположено 12 поселков городского типа. В границах агломерации на площади, равной 1% территории области, сосредоточено 54% ее городского населения (1047,8 тыс. чел.). Территориально оторваны от агломерации, но имеют тесные связи с г. Иркутском гг. Братск, Усть-Илимск, Тайшет, Слюдянка и Байкальск.


Ключевыми факторами развития города являются его выгодное транспортно-географическое положение и функции областного центра. Исторически г. Иркутск формировался, прежде всего, как административный, торговый и культурно-образовательный центр. Одним из важнейших факторов его развития является выполнение функций центра области и Иркутско-Черемховской агломерации. Это особенно существенно для центральной части города, где размещается подавляющее большинство региональных органов государственной власти и территориальных подразделений федеральных учреждений. В г. Иркутске располагается большинство объектов здравоохранения, образования и культуры областного значения.


В середине XX века город вступил в период ускоренной индустриализации, продолжавшейся до конца 80-х годов. В этот период промышленное производство играло ведущую роль в функциональной специализации города, однако к настоящему времени оно снизило свое первостепенное значение. За последнее десятилетие существенно усилились функции города как административного, торгового, научно-образовательного, культурного и финансово-делового центра.


За 1959 - 1986 гг. численность занятых в промышленности выросла почти на 80%, однако их удельный вес в структуре градообразующих кадров несколько сократился. Это было связано, прежде всего, с опережающим развитием учреждений науки, высшего и среднего специального образования. Существенное развитие получили функции организационно-хозяйственного центра; численность работников организаций и учреждений управления и инфраструктуры внегородского значения выросла в 2,6 раза. К 1986 г. в структуре градообразующих кадров лидирующая роль сохранялась за промышленностью (40,7%) при примерно одинаковом удельном весе строительства, внешнего транспорта, научных и проектных организаций и учреждений внегородского значения.


За годы реформ градообразующая база Иркутска трансформировалась существенным образом. Численность промышленных, а также научных и проектных кадров сократилась более чем в два раза, а их удельный вес к 2001 г. снизился соответственно до 25,9% и 7,1%. Количество занятых в отраслях внешнего транспорта и связи, а также преподавательского и обслуживающего персонала высших и средних специальных учебных заведений сократилось незначительно. Численность строительных кадров уменьшилась в 1,5 раза. Наибольшее развитие в Иркутске получили виды деятельности по обслуживанию рынка (оптовая торговля, посредничество, маркетинг, реклама; финансы, кредит и страхование), а также федеральные и региональные учреждения управления. Общая численность занятых в организациях и учреждениях управления и инфраструктуре внегородского значения за 1986 - 2001 гг. выросла в 1,5 раза, а их удельный вес - более чем вдвое. Таким образом, по своему функциональному профилю Иркутск постепенно возвращается, на качественно новом уровне, к своему прежнему, до периода индустриализации, статусу административного, торгового, финансового, научного и культурно-образовательного центра.



Краткий обзор социально-экономической ситуации г. Иркутска <1>


________________


<1> Обзор социально-экономического развития г. Иркутска за 2003 г.


Промышленность. В 2003 г. крупными и средними предприятиями промышленности города произведено продукции на 23,3 млрд. руб. В фактических ценах объем производства возрос на 11,8%, в физическом исчислении - на 0,2%. В разрезе отраслей промышленности города достигнут прирост (в физическом исчислении) только в машиностроении и металлообработке (на 3,8%).


Капитальное строительство. В 2003 г. инвестиции в основной капитал предприятий и организаций различных форм собственности по г. Иркутску составили 5358,5 млн. руб., или 140,7% к аналогичному периоду 2002 г.


На строительстве объектов производственного назначения освоено 3089,5 млн. руб. - 57,7% от общей суммы капитальных вложений по городу. Наибольший удельный вес в разрезе отраслей производственного строительства - 33,8% занимает "авиационный транспорт".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»