Согласно материалам текущего статистического учета, численность населения Иркутска на 01.01.2003 составила 578,1 тыс. чел. По предварительным итогам переписи населения 2002 г., численность жителей города несколько выше - 593,4 тыс. чел.
По данным БТИ и ГАСН, жилищный фонд г. Иркутска на 01.01.2003 составил 10738,4 тыс. кв.м общей площади квартир. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя города - 18,6 кв.м.
Территория Иркутска в пределах городской черты составляет около 30000 га. Городской застройкой занято 10500,8 га, что составляет 35,1% всех городских земель. Значительную территорию занимают леса (8100,7 га, или 27,1%), водные пространства (2633,2 га, или 8,8%), луга и пойменные территории (5067 га, или 16,9%).
На селитебные территории в общем объеме земельного фонда города приходится 7467,4 га, или 25,0%. Площадь селитебной территории в расчете на одного жителя составляет 129,2 кв.м/чел. В границах города большая часть селитебных территорий занята некапитальной низкоплотной жилой застройкой, в основном имеющей высокий уровень физического износа. Значительные площади приходятся на промышленные и коммунально-складские объекты, зачастую занимающие самые ответственные в градостроительном плане территории. При большой площади рекреационных территорий в границах городской черты в городе недостаточно зеленых насаждений общего пользования в границах селитебной зоны, удобных для посещения горожанами - парков, садов, скверов.
К настоящему времени в городе сформировалось пять крупных промышленных зон - Северная, Жилкинская, Мельниковская, Маратовская, Восточная. В них входит около 500 различных предприятий, баз, складов, гаражей и других объектов общей территорией свыше 1960 га. По своему составу и отраслевому профилю промышленные зоны неоднородны. Большинство из них отличаются стихийностью размещения предприятий; отсутствием планировочной и функциональной организации; неэффективностью использования территориальных ресурсов.
Комплексный градостроительный анализ современного состояния Иркутска позволил выявить основные проблемы функционирования и развития города.
Городская черта нуждается в корректировке. Свободных площадок под жилищно-гражданское строительство в границах городских земель недостаточно, освоение многих из них сдерживается необходимостью проведения дорогостоящих мероприятий по инженерной подготовке и защите.
Одной из важнейших проблем является неэффективное использование территории. Значительная часть селитебной территории занята массивами низкоплотной жилой неблагоустроенной застройки. Обширные производственные зоны не упорядочены, зачастую размещаются смежно с жилой застройкой без необходимых санитарных разрывов. Много различных по размеру участков промышленно-коммунального назначения и неиспользуемых территорий располагаются в селитебной зоне, резко ухудшая качество городской среды.
Большую сложность представляет решение экологических проблем города. Наблюдается загрязнение воздушного бассейна выбросами транспорта и промышленных объектов, актуальны проблемы очистки поверхностных стоков и водоемов, санитарной очистки города (удаления бытовых и промышленных отходов). Сложная экологическая обстановка является одним из факторов роста заболеваемости населения.
К функциональным проблемам Иркутска относится отставание транспортной инфраструктуры от требований времени. Улично-дорожная сеть, как по плотности, так и по пропускной способности не соответствует резко возросшему уровню автомобилизации. К недостаткам транспортной системы относятся неудовлетворительные связи южной и северной частей города, транзитные потоки транспорта, в том числе и грузового, проходящие через центр города и жилые районы. Качество жизни горожан снижает недостаток учреждений культурно-бытового обслуживания и низкий уровень озеленения, особенно в центральной части города и в границах жилых районов.
Отдельную комплексную проблему представляет сохранение в пределах города аэропорта, эксплуатация которого ведет к сверхнормативному шумовому загрязнению значительной части городских территорий.
Перечисленные проблемы представляются узловыми; градостроительные подходы к их решению предлагаются в рамках данной Концепции.