Действующий

Об утверждении Концепции генерального плана г. Иркутска



АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ


Согласно материалам текущего статистического учета, численность населения Иркутска на 01.01.2003 составила 578,1 тыс. чел. По предварительным итогам переписи населения 2002 г., численность жителей города несколько выше - 593,4 тыс. чел.


По данным БТИ и ГАСН, жилищный фонд г. Иркутска на 01.01.2003 составил 10738,4 тыс. кв.м общей площади квартир. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя города - 18,6 кв.м.


Территория Иркутска в пределах городской черты составляет около 30000 га. Городской застройкой занято 10500,8 га, что составляет 35,1% всех городских земель. Значительную территорию занимают леса (8100,7 га, или 27,1%), водные пространства (2633,2 га, или 8,8%), луга и пойменные территории (5067 га, или 16,9%).


На селитебные территории в общем объеме земельного фонда города приходится 7467,4 га, или 25,0%. Площадь селитебной территории в расчете на одного жителя составляет 129,2 кв.м/чел. В границах города большая часть селитебных территорий занята некапитальной низкоплотной жилой застройкой, в основном имеющей высокий уровень физического износа. Значительные площади приходятся на промышленные и коммунально-складские объекты, зачастую занимающие самые ответственные в градостроительном плане территории. При большой площади рекреационных территорий в границах городской черты в городе недостаточно зеленых насаждений общего пользования в границах селитебной зоны, удобных для посещения горожанами - парков, садов, скверов.


К настоящему времени в городе сформировалось пять крупных промышленных зон - Северная, Жилкинская, Мельниковская, Маратовская, Восточная. В них входит около 500 различных предприятий, баз, складов, гаражей и других объектов общей территорией свыше 1960 га. По своему составу и отраслевому профилю промышленные зоны неоднородны. Большинство из них отличаются стихийностью размещения предприятий; отсутствием планировочной и функциональной организации; неэффективностью использования территориальных ресурсов.


Комплексный градостроительный анализ современного состояния Иркутска позволил выявить основные проблемы функционирования и развития города.


Городская черта нуждается в корректировке. Свободных площадок под жилищно-гражданское строительство в границах городских земель недостаточно, освоение многих из них сдерживается необходимостью проведения дорогостоящих мероприятий по инженерной подготовке и защите.


Одной из важнейших проблем является неэффективное использование территории. Значительная часть селитебной территории занята массивами низкоплотной жилой неблагоустроенной застройки. Обширные производственные зоны не упорядочены, зачастую размещаются смежно с жилой застройкой без необходимых санитарных разрывов. Много различных по размеру участков промышленно-коммунального назначения и неиспользуемых территорий располагаются в селитебной зоне, резко ухудшая качество городской среды.


Большую сложность представляет решение экологических проблем города. Наблюдается загрязнение воздушного бассейна выбросами транспорта и промышленных объектов, актуальны проблемы очистки поверхностных стоков и водоемов, санитарной очистки города (удаления бытовых и промышленных отходов). Сложная экологическая обстановка является одним из факторов роста заболеваемости населения.


К функциональным проблемам Иркутска относится отставание транспортной инфраструктуры от требований времени. Улично-дорожная сеть, как по плотности, так и по пропускной способности не соответствует резко возросшему уровню автомобилизации. К недостаткам транспортной системы относятся неудовлетворительные связи южной и северной частей города, транзитные потоки транспорта, в том числе и грузового, проходящие через центр города и жилые районы. Качество жизни горожан снижает недостаток учреждений культурно-бытового обслуживания и низкий уровень озеленения, особенно в центральной части города и в границах жилых районов.


Отдельную комплексную проблему представляет сохранение в пределах города аэропорта, эксплуатация которого ведет к сверхнормативному шумовому загрязнению значительной части городских территорий.


Перечисленные проблемы представляются узловыми; градостроительные подходы к их решению предлагаются в рамках данной Концепции.