РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2004 года N 003-20-440544/4
Об утверждении Концепции генерального плана г. Иркутска
В связи с необходимостью разработки и принятия Генерального плана г. Иркутска, руководствуясь ст.ст. 23, 35 Градостроительного кодекса РФ, ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 35, 36 Устава города Иркутска, городская Дума решила:
1. Утвердить Концепцию генерального плана г. Иркутска (приложение N 1).
2. Администрации г. Иркутска опубликовать настоящее решение с приложением.
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
КОНЦЕПЦИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА Г. ИРКУТСКА
Администрация г. Иркутска и городская Дума г. Иркутска признали, что Генеральный план г. Иркутска 1970 г. перестал отвечать требованиям изменившихся экономических условий.
Городской Думой г. Иркутска было принято решение от 29.05.2000 N 506-49гД(2) о корректировке Генерального плана г. Иркутска. Решением городской Думы г. Иркутска от 29.12.2000 N 38-5гД, в редакции решения городской Думы г. Иркутска от 29.03.2004 N 508-40гД(3), утверждено задание на разработку проекта "Генеральный план г. Иркутска". В соответствии с заданием Генеральный план разрабатывается в две стадии: Концепция Генерального плана и Генеральный план.
Концепция разрабатывается на территорию города и его пригородную зону с целью определения долгосрочной стратегии и этапов их хозяйственного развития, а также функционально-планировочной организации на основе комплексного анализа экономических, социальных, экологических и градостроительных условий, исходя из ресурсного потенциала территории и рационального природопользования.
В рамках Концепции рассмотрены варианты прогноза численности населения г. Иркутска, соответствующие разным сценариям социально-экономического развития. Рассмотрено несколько вариантов территориального развития, определены этапы реализации Концепции в зависимости от социально-экономических условий. Подробно проанализированы проблемы, связанные с конфигурацией городской черты, предложена ее корректировка. Градостроительные решения Концепции исходят прежде всего из потенциальных возможностей территории и предлагают вариант развития с учетом их максимального использования.
Согласно материалам текущего статистического учета, численность населения Иркутска на 01.01.2003 составила 578,1 тыс. чел. По предварительным итогам переписи населения 2002 г., численность жителей города несколько выше - 593,4 тыс. чел.
По данным БТИ и ГАСН, жилищный фонд г. Иркутска на 01.01.2003 составил 10738,4 тыс. кв.м общей площади квартир. Средняя обеспеченность общей площадью одного жителя города - 18,6 кв.м.
Территория Иркутска в пределах городской черты составляет около 30000 га. Городской застройкой занято 10500,8 га, что составляет 35,1% всех городских земель. Значительную территорию занимают леса (8100,7 га, или 27,1%), водные пространства (2633,2 га, или 8,8%), луга и пойменные территории (5067 га, или 16,9%).
На селитебные территории в общем объеме земельного фонда города приходится 7467,4 га, или 25,0%. Площадь селитебной территории в расчете на одного жителя составляет 129,2 кв.м/чел. В границах города большая часть селитебных территорий занята некапитальной низкоплотной жилой застройкой, в основном имеющей высокий уровень физического износа. Значительные площади приходятся на промышленные и коммунально-складские объекты, зачастую занимающие самые ответственные в градостроительном плане территории. При большой площади рекреационных территорий в границах городской черты в городе недостаточно зеленых насаждений общего пользования в границах селитебной зоны, удобных для посещения горожанами - парков, садов, скверов.
К настоящему времени в городе сформировалось пять крупных промышленных зон - Северная, Жилкинская, Мельниковская, Маратовская, Восточная. В них входит около 500 различных предприятий, баз, складов, гаражей и других объектов общей территорией свыше 1960 га. По своему составу и отраслевому профилю промышленные зоны неоднородны. Большинство из них отличаются стихийностью размещения предприятий; отсутствием планировочной и функциональной организации; неэффективностью использования территориальных ресурсов.
Комплексный градостроительный анализ современного состояния Иркутска позволил выявить основные проблемы функционирования и развития города.
Городская черта нуждается в корректировке. Свободных площадок под жилищно-гражданское строительство в границах городских земель недостаточно, освоение многих из них сдерживается необходимостью проведения дорогостоящих мероприятий по инженерной подготовке и защите.
Одной из важнейших проблем является неэффективное использование территории. Значительная часть селитебной территории занята массивами низкоплотной жилой неблагоустроенной застройки. Обширные производственные зоны не упорядочены, зачастую размещаются смежно с жилой застройкой без необходимых санитарных разрывов. Много различных по размеру участков промышленно-коммунального назначения и неиспользуемых территорий располагаются в селитебной зоне, резко ухудшая качество городской среды.
Большую сложность представляет решение экологических проблем города. Наблюдается загрязнение воздушного бассейна выбросами транспорта и промышленных объектов, актуальны проблемы очистки поверхностных стоков и водоемов, санитарной очистки города (удаления бытовых и промышленных отходов). Сложная экологическая обстановка является одним из факторов роста заболеваемости населения.
К функциональным проблемам Иркутска относится отставание транспортной инфраструктуры от требований времени. Улично-дорожная сеть, как по плотности, так и по пропускной способности не соответствует резко возросшему уровню автомобилизации. К недостаткам транспортной системы относятся неудовлетворительные связи южной и северной частей города, транзитные потоки транспорта, в том числе и грузового, проходящие через центр города и жилые районы. Качество жизни горожан снижает недостаток учреждений культурно-бытового обслуживания и низкий уровень озеленения, особенно в центральной части города и в границах жилых районов.
Отдельную комплексную проблему представляет сохранение в пределах города аэропорта, эксплуатация которого ведет к сверхнормативному шумовому загрязнению значительной части городских территорий.
Перечисленные проблемы представляются узловыми; градостроительные подходы к их решению предлагаются в рамках данной Концепции.
Город Иркутск является столицей одного из наиболее важных по своему экономическому и геополитическому значению регионов Сибири. Ключевыми факторами его развития являются его выгодное транспортно-географическое положение и функции областного центра. Исторически Иркутск формировался прежде всего как административный, торговый и культурно-образовательный центр. В середине XX века город вступил в период ускоренной индустриализации, продолжавшейся до конца 80-х годов. В этот период промышленное производство играло ведущую роль в функциональной специализации города, однако за годы реформ градообразующая база Иркутска трансформировалась существенным образом. Численность промышленных, а также научных и проектных кадров за 1986 - 2001 гг. сократилась более чем в два раза, а их удельный вес к 2001 г. снизился соответственно до 25,9% и 7,1%. Крупнейшим градообразующим предприятием города в настоящее время и на перспективу является НПК "Иркут". Важнейшим предприятием транспортного комплекса, сохраняющим и развивающим свое значение, является Восточно-Сибирская железная дорога.
Количество занятых в отраслях внешнего транспорта и связи, а также преподавательского и обслуживающего персонала высших и средних специальных учебных заведений сократилось незначительно.
Строительный комплекс переживает период переформирования, связанный с появлением и развитием новых компаний-подрядчиков. Численность строительных кадров по сравнению с 1986 г. уменьшилась в 1,5 раза.
Наибольшее развитие в Иркутске получили виды деятельности по обслуживанию рынка (оптовая торговля, посредничество, маркетинг, финансы, кредит и страхование), а также федеральные и региональные учреждения управления. Общая численность занятых в организациях и учреждениях управления и инфраструктуры внегородского значения за 1986 - 2001 гг. выросла в 1,5 раза, а их удельный вес - более чем вдвое. Таким образом, по составу функций Иркутск постепенно возвращается на новом качественном уровне к своему прежнему, до периода индустриализации, статусу административного, торгового и культурно-образовательного центра, и его профиль можно назвать многофункциональным. По мнению проектировщиков, эта характеристика сохранится на обозримую перспективу.
На протяжении почти всего XX века население г. Иркутска формировалось в условиях естественного прироста и механического притока, причем роль последнего постепенно снижалась. По завышенным официальным сведениям, к 1989 г. население Иркутска составило 626,1 тыс. чел. (по откорректированным позднее данным - 576,9 тыс. чел.). В конце 80-х годов было отмечено сокращение рождаемости, связанное с отдаленными последствиями Второй мировой войны и позднее усугубленное социально-экономической нестабильностью. Одновременно возросла смертность, и с 1992 г. естественный прирост населения сменился естественной убылью, а численность населения стала сокращаться. Правда, в отдельные периоды естественная убыль компенсировалась механическим притоком населения, прежде всего из северных районов области и из стран ближнего зарубежья. В 1991 - 1993 гг. отмечался отток населения; за 1994 - 1998 гг. приток населения перекрывал убыль, и население Иркутска выросло к началу 1999 г. до 596,4 тыс. чел. Начиная с 1999 г. естественная убыль населения увеличилась, миграционный приток сменился оттоком, в результате численность населения сократилась и по данным текущего статистического учета к началу 2003 г. составила 578,1 тыс. чел. Однако по предварительным данным переписи населения 2002 г. численность жителей Иркутска оказалась несколько выше - 593,4 тыс. чел., что позволяет говорить о тенденции стабилизации и некоторого роста численности населения города в последнее десятилетие XX века.
Проектом Генерального плана 1986 г. намечался постоянный рост населения города. Предполагалось, что к расчетному сроку (2005 г.) оно достигнет 750 тыс. чел. Однако реальная динамика населения города позволяет считать, что его численность имеет тенденцию к стабилизации. В условиях естественной убыли населения Иркутск сохраняет достаточно высокую потенциальную привлекательность для мигрантов. Население города характеризуется более высоким уровнем жизни, чем в среднем по области. Как и всякий крупный город, областной центр предоставляет значительное разнообразие мест приложения труда и широкие возможности самореализации личности.
Однако в последнее время в качестве фактора, ограничивающего возможности реализации потенциальной миграционной привлекательности Иркутска, выступил высокий уровень стоимости жилья. Цены на жилье в г. Иркутске существенно превышают уровень областных центров средней полосы Европейской России. Такое положение, с одной стороны, стимулирует выбытие жителей города в районы с более благоприятными климатическими условиями, а с другой - препятствует притоку потенциальных мигрантов в Иркутск на постоянное жительство.
Рост цен на жилье отразил существенное превышение спроса над предложением на рынке жилья, что является следствием недостаточных объемов жилищного строительства в городе. В 2001 г. объем ввода жилья составил 76,5 тыс. кв.м. В 2002 г. ввод жилищного фонда вырос до 124,0 тыс. кв.м, но это практически не отразилось на уровне цен. Рост объемов жилищного строительства, повышение доступности жилья являются необходимыми условиями реализации потенциальных возможностей развития города.
Рассмотрев ряд вариантов прогноза численности населения г. Иркутска, администрация города приняла вариант стабилизации его численности с некоторым ростом:
2010 г. - 600 тыс. чел.;
2020 г. - 620 тыс. чел.;
2030 г. - 650 тыс. чел.
Комплексный градостроительный анализ городских и пригородных территорий с точки зрения инженерно-геологических, природно-экологических, санитарно-гигиенических факторов и условий позволил выявить на территории города и за пределами городской черты ряд площадок, пригодных для освоения.
Концепция предусматривает поэтапное освоение резервов территории в соответствии с прогнозом численности населения и средней жилищной обеспеченности. Уровень обеспеченности населения общей площадью жилищного фонда является одним из важнейших показателей уровня жизни населения. В Иркутске он имеет тенденцию постоянного роста. Если в 1986 г. в среднем на одного жителя приходилось 14,2 кв.м, в 1990 г. - 14,6 кв.м, то к 2003 г. средняя жилищная обеспеченность выросла до 18,6 кв.м на 1 жителя. Отчасти это связано с медленным ростом численности населения, однако тенденция роста жилищной обеспеченности безусловно связана с ростом уровня жизни. Так, в г. Москве данный показатель к 2001 г. составил 22 кв.м/чел. (в 1990 г. - 18 кв.м/чел.). Соответственно, Концепцией градостроительного развития г. Иркутска предусматривается рост средней жилищной обеспеченности до 20 кв.м/чел. на I очередь (2010 г.), до 24 кв.м/чел. на II очередь (2020 г.) и до 30 кв.м/чел. на III очередь (на перспективу, ориентировочно - 2030 г.). Предлагаемые темпы роста средней жилищной обеспеченности до 2020 г. соответствуют тенденции последнего десятилетия, а на перспективу учитывают возможность устойчивого повышения уровня жизни населения города при реализации потенциальных возможностей развития Иркутска.
Условно расчетным сроком реализации Концепции принят 2030 г. со следующими этапами реализации:
I очередь (2010 г.) при численности населения 600 тыс. чел. - 12,0 млн. кв.м общей площади;
II очередь (2020 г.) при численности населения 620 тыс. чел. - 14,9 млн. кв.м общей площади;
III очередь (2030 г.) при численности населения 650 тыс. чел. - 19,5 млн. кв.м общей площади.
Жилищное строительство, принятое Концепцией на первый этап реализации, размещается на территории 453,6 га в пределах существующей городской черты. Предусматривается освоение свободных площадок 8-го, 7-го, 5-го микрорайонов Ново-Ленино, микрорайона Топкинский, набережной Нижнего бьефа Иркутской ГЭС в Лисихе и б. Постышева, "Щаповской горы" в предместье Знаменское, а также ряда площадок в юго-западной части Свердловского административного округа на территории 143,8 га. Реконструкция охватит территорию 95,8 га. Площадки строительства по реконструкции размещены в северной части Свердловского административного округа, в Иркутске-II, а также на площадках в нагорной части Октябрьского округа. Индивидуальное жилищное строительство предполагается осуществлять на всех отведенных площадках на территории 194,8 га. Кроме того, предусмотрено строительство малоэтажных блокированных домов на территории 21,9 га.
Жилищное строительство на втором этапе реализации Концепции предусматривается в географически центральной части города, в месте слияния рек Ангара и Иркут. Повышением планировочных отметок, инженерной подготовкой и предварительным обустройством предлагается ныне подтопляемые территории перевести на надпойменный уровень для осуществления городского строительства. На данных свободных территориях, при выполнении подготовительных инженерных работ, можно разместить крупный городской район. Жилищное строительство на свободных участках за существующей городской чертой предлагается на территории 297,3 га, в том числе намечено начало застройки Чертугеевского полуострова. Реконструкция продолжится разными объемами на территории всех административных округов на территории 217,1 га. Продолжится развитие малоэтажной блокированной и коттеджной застройки на всех площадках.