РЕШЕНИЕ
от 27 мая 1998 года N 197-21гД(2)
О городской программе комплексных мер по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних, противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1998 - 1999 годы
В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений детей и подростков в г. Иркутске, формирования единой политики по защите прав несовершеннолетних, а также предупреждения злоупотребления наркотическими и психотропными средствами, повышения эффективности борьбы с незаконным оборотом наркотиков, руководствуясь ст. 6 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 15 Устава, ст.ст. 23, 36 Положения об организации и деятельности администрации г. Иркутска городского самоуправления в г. Иркутске, городская Дума решила:
1. Утвердить городскую программу комплексных мер по профилактике безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних, противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1998 - 1999 годы (далее именуется Программа). (Приложение 1).
2. Администрации г. Иркутска:
2.1. Создать в двухнедельный срок со дня подписания данного решения координационный Совет по социальной профилактике правонарушений с участием депутатов городской Думы, Почетных граждан г. Иркутска и других заинтересованных лиц под председательством заместителя мэра, председателя комитета по делам горожан Дубровина С.И. для контроля за ходом выполнения Программы и координации действий исполнителей.
2.2. Определить основным источником финансирования Программы городской бюджет.
2.3. Обеспечить выполнение Программы в пределах ее стоимости.
2.4. Представить на рассмотрение городской Думы отчет о выполнении Программы по итогам за 1998 год.
2.5. Обнародовать настоящее решение.
Глава городского
самоуправления
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНЫХ МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 1998 - 1999 ГОДЫ
Цели программы
Формирование основ комплексного решения проблем профилактики правонарушений и безнадзорности детей и подростков, создание надлежащих условий воспитания, трудовой занятости и отдыха несовершеннолетних, обеспечение защиты их прав.
Характеристика проблемы
Анализ преступности по линии несовершеннолетних за 1 месяцев 1997 г. в г. Иркутске показал, что произошел рост преступности на 1,9% по сравнению с прошлым годом. Наибольшее количество тяжких многоэпизодных преступлений, в стадии наркотического, токсического опьянения, совершаются подростковыми группировками (в целом по городу рост преступлений, совершенных в стадии наркотического опьянения, возрос на 56,6%).
Город Иркутск является крупным транспортным центром. Через Иркутск осуществляются межрегиональные и международные перевозки железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом. Географическое положение, наличие межвизового порядка въезда в регион и город граждан бывших республик СССР, в том числе беженцев и переселенцев, а также слабо контролируемая миграция граждан стран "дальнего зарубежья" послужили причиной широкого притока в город Иркутск наркотических веществ.
Все это привело в последние годы к значительному росту масштабов и темпов распространенности наркотических средств и психотропных веществ среди населения города. Почти половина всех изымаемых в области наркотиков и около 4% преступлений по линии незаконного их оборота приходится на долю города Иркутска.
Вызывает обеспокоенность тенденция распространенности наркомании среди молодежи. Согласно анализу всех выявленных в городе потребителей наркотических средств и психотропных веществ, составляет молодежь в возрасте до лет. Особую тревогу вызывают темпы роста употребления наркотических и психотропных веществ среди детей и подростков.
Это свидетельствует о низкой эффективности работы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту и отсутствии надлежащего взаимодействия различных органов и организаций, призванных обеспечивать эту работу.
Исходя из анализа сложившейся ситуации представляется необходимым осуществление комплекса мероприятий, предусматривающих скоординированные меры социального, медицинского, воспитательного, правового и организационного характера, направленные на противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в городе Иркутске.
Главной целью намечаемых мероприятий является повышение эффективности борьбы с наркоманией, стабилизация криминогенной обстановки, связанной с незаконным оборотом наркотиков, и создание условий к поэтапному сокращению наркомании.
Значительно обострилась в последние годы проблема общественной занятости несовершеннолетних. Преступная деятельность большинства подростков превращается в один из основных источников существования. Положение осложняется значительным пополнением рядов необучающейся и неработающей молодежи, подростками, отчисленными из школ. За последние два года около 1000 чел. отчислены после девятого класса, как не прошедшие конкурс в 10 класс. В связи с распадом детских общественных организаций, занимавшихся ранее воспитательной и патриотической работой в учебных заведениях, воспитательная функция школы была снижена. Действующие "Советы профилактики" в школах г. Иркутска сегодня являются основной формой профилактического воздействия в учебных заведениях на "трудных" подростков и неблагополучных родителей.
На учете в комиссиях по делам несовершеннолетних состоит 1891 подросток.
За последние годы отчетливо просматривается тенденция повышения криминальной активности детей младших возрастов. В 1997 г. на комиссиях по делам несовершеннолетних было рассмотрено 253 4 дела, из них:
- 1432 - на учащихся школ;
- 465 - учащихся ПТУ и средних учреждений;
- 9 - на детей дошкольного возраста, из общего количества 572 несовершеннолетних совершили общественно - опасные деяния.
Существенные негативные изменения произошли в нравственном состоянии общества. Получили широкое распространение проституция и порнография. Расширился нелегальный видеорынок зарубежных фильмов порнографического и эротического содержания, пропагандирующих насилие и жестокость, что провоцирует подростков на противоправные действия, в т.ч. совершение преступлений на сексуальной почве. Ситуация усугубляется печатанием рекламных объявлений в средствах массовой информации об организации "легкого досуга", оказании интим - услуг и т.д. 1% из числа состоящих на учете в ПППН ОВД девочек, поставлены за аморальное поведение, ведение антиобщественного образа жизни.
Самой серьезной проблемой в настоящее время в г. Иркутске является рост социального сиротства. По состоянию на 01.01.1998 в г. Иркутске на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних состоит 11 семей, не обеспечивающих надлежащий условий для воспитания и содержания детей.
За 1997 год в отношении 14 семей было принято решение в лишении родительских прав. 19 детей, оставшихся без родительского попечения, нуждаются в срочном определении в государственные учреждения (из них 6 - живут в семьях, родители которых лишены родительских прав).
Дети из таких семей, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, воровством, употребляют токсические и наркотические вещества, они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой. Около 1000 детей г. Иркутска нуждаются в экстренной социальной и реабилитационной помощи в связи в семейным неблагополучием.
Население города растет за счет миграции. Многие семьи оказываясь без жилья, работы, семьи, как правило, ведут антиобщественный образ жизни, бросают детей, которые в будущем становятся потенциальными преступниками.
Очевидно, что необходимо принятие срочных мер по стабилизации негативных тенденций в подростковой среде, напрямую зависящих от безнадзорности и социально - экономического неблагополучия в семьях.
Разработка и принятие целевой городской программы "Занятость" Департамента образования, а также проведение отдельных мероприятий по профилактике правонарушений и безнадзорности детей и подростков согласно ежегодным программам "Молодежь", "Семья и детство" и др. определяют единую политику городской администрации совместно с общественными организациями по стабилизации криминогенной обстановки среди несовершеннолетних, профилактике безнадзорности, всесторонней защиты их прав.
┌══════════════════════════════┬════════════┬════════════════════┬══════════════‰
│ Наименование мероприятий │ Сроки │ Финансовые затраты,│ Исполнитель │
│ │ │ тыс.руб. │ │
│ │ ├══════════┬═════════┤ │
│ │ │ 1998 г. │ 1999 г. │ │
├══════════════════════════════┴════════════┴══════════┴═════════┴══════════════┤
│ I. Мероприятия, направленные на снижение социаль- │
│ ного сиротства и безнадзорности │
├═══════════════════════════════════════════════════════════════════════════════┤
│ 1.1. Развитие существующих и создание новых специали- │
│ зированных учреждений для детей и подростков, │
│ нуждающихся в социальной реабилитации │
├══════════════════════════════┬════════════┬══════════┬═════════┬══════════════┤
│1. Создать на базе д/с N 16 │IV кв. │гор.бюджет│городской│Комитет по │
│ муниципальное специализиро-│1998 г. │300 тыс. │бюджет │делам горо- │
│ ванное учреждение для не- │ │(за счет │2 млн. │жан │
│ совершеннолетних "Социаль- │ │средств │руб. │ │
│ но - реабилитационный Центр│ │пр."Соц. │ │ │
│ для несовершеннолетних" │ │политика")│ │ │
│ │ │обл.бюджет│ │ │
│ │ │2,5 млн.р.│ │ │
│ │ │ │ │ │
│2. Открыть городской Центр │IV кв. │15 тыс. │ │Комитет по │
│ "НАН" (нет алкоголизму и │1998 г. │руб. │ │делам горожан │
│ наркомании) как отделение │ │ │ │(Отдел по де- │
│ Российского центра "НАН". │ │ │ │лам детства и │
│ Создать информационный клуб│ │ │ │семьи) │
│ при Центре "НАН" (информа- │ │ │ │ │
│ ционно-методическая литера-│I кв. │ │20 тыс. │Комитет по │
│ тура, слайды, видеофильмы │1999 г. │ │руб. │делам горожан │
│ для использования в практи-│ │ │ │ │
│ ческой работе) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│3. Открыть отделение для лече-│1999 г. │ │ │ │
│ ния и реабилитации подрост-│ │ │ │ │
│ ков, употребляющих наркоти-│ │ │ │Департамент │
│ ческие и токсические вещес-│ │ │ │здравоохра- │
│ тва, на базе Центра медико-│ │ │ │нения │
│ психолого - психотерапевти-│ │ │ │ │
│ ческой помощи населению │ │ │ │ │
│ г. Иркутска (на 30 мест) │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│4. Создать территориальный │II кв. │ │областной│Комитет по │
│ Центр помощи семье и детям │1999 г. │ │бюджет │делам горожан │
│ (комплексные консультации │ │ │1,0 млн. │ │
│ психологов, медиков, юрис- │ │ │руб. │ │
│ тов, проведение психологи- │ │ │городской│ │