Действующий

Об одобрении стратегии социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года (с изменениями на 9 октября 2015 года)



Экономика


Развитие экономики города Иркутска также сопряжено с необходимостью выбора в рамках двух стратегических развилок.


Первая стратегическая развилка связана с определением будущего промышленного сектора экономики города Иркутска. Очевидно, город Иркутск был и в перспективе будет оставаться торговым городом (почти 50% оборота организаций). Однако промышленность, созданная в прошлом столетии, до сих пор остается достаточно значимой для города Иркутска (около 20% оборота). Поэтому необходимо выбирать одно из двух направлений: развитие старопромышленных видов деятельности (модернизация существующих производств) либо создание новых, высокотехнологичных. Очевидно, что оба пути требуют значительных капиталовложений.


Город Иркутск, двигаясь по пути восстановления и модернизации существующих производств, в том числе как сырьевой базы для индустриальных технологий, находится далеко не в выигрышном положении прежде всего потому, что это технологии, превалирующие в пятом, уходящем в настоящее время технологическом укладе. Извлекаемые сырьевые ресурсы находятся в северных районах области и значительно удалены от столицы региона. Реализация этих проектов в условиях демографического сжатия повлечет за собой миграцию трудовых ресурсов из города Иркутска, что, в свою очередь, потребует оптимизации социальной инфраструктуры и городов. Для города Иркутска при таком векторе развития промышленности возникнет риск утраты высококвалифицированных кадров и утечки специалистов за пределы города.


В настоящее время город Иркутск входит в число наиболее экологически неблагоприятных городов Иркутской области. Это накладывает ограничения на выбор места реализации новых индустриальных проектов. Реализация комплекса проектов глубокой переработки сырья с очень большой долей вероятности независимо от технологии приведет к еще более значительному ухудшению экологии. Усиление загрязнения окружающей среды промышленными предприятиями влечет за собой ряд негативных последствий не только для города Иркутска, но и для всей Иркутской области, а именно:


- ухудшение здоровья населения;


- снижение капитализации крупных предприятий, оказывающих негативное воздействие на природную среду, в результате установления неизбежных административных ограничений для их производственной деятельности;


- снижение инвестиционной привлекательности города и региона;


- рост бюджетных расходов на здравоохранение и реализацию природоохранных мероприятий.


Основные объекты черной и цветной металлургии, газовой промышленности, лесной индустрии расположены вне границ города Иркутска. Развитие авиационного машиностроения и атомной промышленности происходит на общефедеральном уровне, и создание полной производственной цепочки в регионе маловероятно. Нефтяная промышленность получила дальнейшее качественное развитие на базе создаваемой промышленно-производственной зоны близ города Ангарска. Высокая культура производства, наличие инновационного сектора экономики и квалифицированных кадров позволяет развивать в городе Иркутске высокотехнологичные производства. Для привлечения инвестиций в промышленность такого типа должны быть созданы определенные преференции для инвесторов. В частности - снижение налоговых выплат, предоставление готовой инфраструктуры и технопарков и т.д.


Путь создания новых, в том числе высокотехнологичных, производств, с одной стороны, сможет частично опираться на существующие инфраструктуры и человеческие ресурсы, с другой стороны, является мощным стимулом для развития поддерживающих отраслей и сервисов. Предприятия городского бизнеса работают в основном в отраслях, ориентированных на внутренний рынок; главным образом, это предприятия легкой и пищевой промышленности, строительные компании, компании, работающие в транспорте и связи, и пр. Поскольку город Иркутск и Иркутская агломерация являются развитым и емким рынком сбыта (около 1 млн. потребителей), более высокими темпами должна развиваться пищевая промышленность, обслуживающая нужды жителей агломерации и прилегающих к ней городов (Усолье-Сибирское, Черемхово, Зима, Саянск).


Такой сценарий предусматривает ускоренное развитие на территории города Иркутска инновационной экономики, ориентированной на генерацию новых знаний и производство продукции с высокой добавленной стоимостью, а также развитие сферы услуг и образования.


Создание мощной инновационной системы - долгий и очень ресурсоемкий процесс, и рассчитывать на качественное изменение ситуации в среднесрочной перспективе не представляется возможным. Накопленное отставание города Иркутска и Иркутской области в технологическом развитии от других российских территорий приводит к тому, что региональный модуль инновационной системы не может обеспечить масштабность инновационно-технологического развития (отсутствие возможностей для создания соответствующих рабочих мест, низкая привлекательность для инвестиций в инновационные предприятия и производства, большие транзакционные издержки на НИОКР, оказание инжиниринговых услуг и пр.).


Однако такой сценарий развития промышленного потенциала города Иркутска имеет очень высокую привлекательность. Это определяется наивысшей конкурентоспособностью инновационной экономики, высокой инвестиционной привлекательностью. Данный сценарий полностью укладывается в Концепцию социально-экономического развития Российской Федерации, в которой наиболее перспективным направлением признается развитие инновационной экономики. Вместе с тем для города Иркутска данный сценарий связан с наиболее серьезными рисками. Неразвитость инновационной инфраструктуры, недостаток высококвалифицированных кадров могут привести к тому, что город Иркутск не выдержит острой конкуренции со стороны других субъектов СФО.


Город Иркутск является не только административным, но научно-образовательным, финансовым, торговым и культурным центром региона. Формирование агломерации городов Иркутска, Ангарска, Шелехова может стимулировать развитие данных функций, что в среднесрочной перспективе даст возможность сосредоточения в агломерации центров управления важнейшими региональными проектами, а также создаст условия для создания и развития инновационного кластера, генерирующего и транслирующего наукоемкие технологии и решения для экономики и социальной сферы региона, в том числе создания инновационно-технического кластера, занимающегося вопросами сохранения, переработки и транспортировки байкальской воды, производством новых лекарственных и биологически активных препаратов с использованием байкальской воды.