Действующий

Об одобрении стратегии социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года (с изменениями на 9 октября 2015 года)



Экология


Город Иркутск на протяжении десятка лет входит в Приоритетный список городов России с высоким средним уровнем загрязнения атмосферы. Указанный список городов Российской Федерации составляется на основании комплексного индекса загрязнения атмосферы (далее - ИЗА) с учетом ряда характеристик, определяющих качество воздуха в городе (сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, метеорологические факторы, определяющие перенос и рассеивание примесей, различные химические превращения и вымывание примесей из атмосферы осадками и др.). В Приоритетный список попадают российские города с показателем ИЗА более 14, в городе Иркутске данный индекс за последние два года вырос до 20.


В городе Иркутске на 1 января 2011 года насчитывается 3405 стационарных источников (208 промышленных предприятий). Ежегодно от этих источников в атмосферу города Иркутска поступает 69 загрязняющих веществ, в том числе пыль - 6 (8,7%), продуктов сгорания топлива (окись углерода, двуокись азота, окись азота, сернистый ангидрид, бенз(а)пирен, сажа, зола угольная, зола мазутная) - 8 (11,6%), специфических веществ - 55 (79,7%), что составляет 0,3%, 98,3% и 1,4% соответственно от валового количества, выбрасываемого всеми стационарными источниками города Иркутска в год. Таким образом, выбросы продуктов сгорания топлива в валовом отношении наиболее значительны.


Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников города Иркутска в 2010 году составили 57,469 тыс. т, в том числе: твердых веществ - 9,8 тыс. т, диоксида серы - 31 тыс. т, оксида углерода - 4,7 тыс. т, оксидов азота (NO2 и NO) - 10,8 тыс. т, углеводородов (без летучих органических соединений) - 0,4 тыс. т, летучих органических соединений - 0,7 тыс. т, согласно данным Государственного регионального доклада министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (2010). Основной вклад в выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников вносят предприятия теплоэнергетики (69,2%). Наибольшее количество специфических загрязняющих веществ поступило в атмосферу от источников Иркутского авиационного завода - филиал ОАО "Научно-производственная корпорация "Иркут".


Автомобильный парк города Иркутска составляет 195654 единицы (на 1 января 2011 года) и постоянно увеличивается. Передвижение автомобилей фиксируется по значительной части городской территории (на 30 - 40%). Последние семь лет валовые выбросы от автотранспорта в городе Иркутске составляют более 52% общегородских выбросов, в 2010 году данный показатель превысил 60%.


Современное состояние окружающей среды в городе Иркутске характеризуется также рядом других проблем, которые можно сгруппировать следующим образом:


- подтопление грунтовыми водами городских территорий, которое усиливается под воздействием растущей техногенной нагрузки;


- отсутствие современного сейсмического микрорайонирования территории города с оценкой сейсмической опасности и риска как существующих, так и строящихся объектов на основе учета синергетических эффектов взаимодействия природных и техногенных факторов;


- физиологическая неполноценность питьевой воды;


- отсутствие резервного источника питьевого водоснабжения;


- сброс загрязненных производственных сточных вод в систему городской канализации без предварительной очистки;


- фрагментарность ливневой канализации города;


- недостаточность мощностей канализационных очистных сооружений города для обеспечения устойчивого развития городского сообщества (необходимость реконструкции КОС правого и левого берега с увеличением объемов сточных вод и обеспечением соответствия качества стоков нормативам);


- неэффективность административно-организационных и финансово-экономических механизмов исполнения в водоохранной деятельности (ухудшающееся состояние поверхностных водных объектов и прибрежных территорий, неудовлетворительное состояние русел и берегов водных объектов, несоответствие их состояния действующим экологическим и градостроительным требованиям);


- недостаточное количество зеленых насаждений на 1 жителя города (вдвое ниже нормативного показателя на жителя города);