Развитие городов и процессы урбанизации населения, по мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, являются основными трендами развития человечества. С 2008 года в мире численность сельского населения сравнялась с численностью городских жителей, а по прогнозам к 2050 г. более 85% населения Земли будут жить и работать в городах. В России урбанизация идет более высокими темпами: в 2010 году численность городского населения страны составляла уже 73,7%, а в Иркутской области - 79,7%. Более 24% жителей Иркутской области проживают в городе Иркутске.
При этом на фоне снижения общей численности населения в Иркутской области численность населения города Иркутска начиная с 2008 г. неуклонно растет, что в первую очередь связано с внутриобластной миграцией и высоким притоком в городе Иркутске относительно низкоквалифицированных трудовых ресурсов, в том числе из стран ближнего зарубежья. Так, в 2011 г. из миграционного прироста граждан, прибывших в Иркутск из-за пределов Иркутской области (2766 человек), 34% прибыли из республик Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
Такой высокий уровень урбанизации сопровождается целым комплексом вызовов: ростом инфраструктурных и экологических нагрузок, социальными проблемами, связанными с ростом преступности, а также разрушением культурной и исторической преемственности.
Ответом на эти вызовы должно стать гармоничное развитие города Иркутска как среды обитания, привлекательной в первую очередь для нового поколения, среды обитания, в которой удобство жизни становится первичным, по отношению к традиционным смыслам существования города Иркутска.
В современной глобальной экономике, вовлеченной в глобальные процессы, роль основного фактора в экономике переходит от человеческой деятельности к человеческому капиталу. Условием конкурентоспособности становится умение и возможности привлекать человеческий капитал, в первую очередь - активных жителей, так называемый "креативный класс".
При этом наличие креативного класса является первичным по отношению к инвестиционному климату или наличию достаточного количества финансовых ресурсов в городе Иркутске, поскольку именно креативный класс сам по себе способен создавать инновации во всех сферах человеческой деятельности: науке, культуре, дизайне, управлении, предпринимательстве, образовании, и др. Города с высокой долей креативного класса привлекают инвесторов, в них бурно развиваются интеллектуалоемкие виды деятельности, формируются центры прибыли крупных компаний.
Можно сколько угодно направлять усилия на подготовку молодых ученых и талантливых изобретателей, однако наиболее конкурентоспособные из них при прочих равных условиях уедут туда, где жить и работать удобнее. Поэтому победить в конкуренции за креативный класс могут только города с высоким качеством жизни, то есть именно качество жизни определяет дальнейшие успехи города как в инновационном развитии, так и в экономике в целом.
Настоящая стратегия социально-экономического развития города Иркутска нацелена:
- на повышение конкурентоспособности города за счет повышения качества среды обитания жителей;
- на формирование новых смыслов в экономике города;
- на создание гармоничного города, который не только способствует удовлетворению материальных потребностей жителя, но и во многом задает определенную планку интеллектуального уровня и духовных ценностей горожан.