Действующий

Об одобрении стратегии социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года (с изменениями на 9 октября 2015 года)



Культурная политика и развитие человеческого потенциала


Человеческий потенциал города Иркутска в современных условиях является важнейшим ресурсом его долгосрочного развития. Именно человеческий потенциал определяет количественные и качественные характеристики рынка труда, а значит привлекательность города Иркутска как места размещения тех или иных видов производств и других видов бизнеса. Человеческий потенциал определяет превалирующий образ жизни, что следует учитывать при формировании комфортной для жителей городской среды и общем пространственном планировании развития города Иркутска. По композитному индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) город Иркутск характеризуется высоким сравнительным потенциалом, обеспеченным за счет созданного в советское время мощного научно-образовательного комплекса. По композитному индексу качества жизни город Иркутск также может стать одним из лидеров в Сибири.


Рассматривая будущее города Иркутска в плоскости развития человеческого потенциала, необходимо определиться в рамках стратегической развилки: быть городу Иркутску городом-миллионником или нет.


Статус города-миллионника, с одной стороны, дает дополнительные возможности для развития с точки зрения расширения рынка потребления (в том числе приход в город Иркутск крупных сетевых торгово-финансовых структур), привлечения государственных и частных инвестиций. С другой стороны, это привносит серьезные социально-экономические и политические проблемы. В первую очередь могут возникнуть социальная напряженность на рынке жилья, необходимость кардинальной модернизации и расширения инфраструктур города. Помимо этого встает вопрос о необходимости создания Иркутской агломерации не только как единого социально-экономического, но и административного пространства. Все это потребует определенной целенаправленной политики и принятия решений со стороны не только органов местного самоуправления города Иркутска, но и областных властей.


Другой путь развития, в основе которого стоит не абсолютный рост численности жителей города Иркутска, а качественные изменения структуры населения, представляется наиболее приемлемым. В результате демографического роста численность города будет стремиться к 700 тысячам человек как за счет рождаемости, так и за счет внешней миграции. В городе Иркутске должны быть созданы благоприятные условия как для улучшения параметров естественного движения населения (рост рождаемости и снижение смертности), так и для приезда в город молодежи, представителей творческих профессий, бизнесменов, инвесторов.


Для реализации задач культурной политики обязательно нужно определить границы, которые охватывает понятие "культура" как система ценностей, пронизывающая все сферы деятельности человека, связывая его с пространством проживания, способствуя самоопределению человека через историю, традиции, самобытность места.


Однако современная тенденция постановки вопросов культурного развития в экономическом контексте связана с пересмотром понятия "культурная политика". Современная культура - это не дотационный придаток к экономике, а вполне самостоятельный атрибут городской экономики, способный привлекать инвестиции. Вложения в культуру, образование и здоровье населения - это общесистемные вложения в развитие города, формирующие условия как для построения отраслей экономики, в том числе для развития кластера креативных и культурных индустрий (см. раздел 4), так и для формирования развитой городской среды.


Культурная политика работает не только на сохранение наследуемых ценностей или создание новых, но и на эстетическое воспитание, формирование полноценной среды обитания, принципов личностного и общественного поведения, здорового образа жизни, на освоение новых технологий образования, досуга и других социальных качеств.


К задачам культурной политики также можно отнести:


- создание событийно-насыщенной культурной среды;


- развитие образования как способа социализации молодежи;


- формирование здорового образа жизни;


- создание условия для вовлеченности граждан в проектирование будущего.