Действующий

Об одобрении стратегии социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года (с изменениями на 9 октября 2015 года)



Термины и определения


В современной экономической науке существует множество определений понятия "стратегия" относительно такого сложного объекта, как город. Однако реальная практика показывает, что ни один город, ни один субъект Федерации не развивается в строгом соответствии с планами, какими бы разумными и правильными они ни были. Это связано с практикой рассмотрения стратегии города в военной трактовке смысла стратегии, когда муниципалитет рассматривается как единый субъект действия. В этом контексте деятельность муниципалитета в условиях недостаточности ресурсов сводится к своевременному и правильному перераспределению ресурсов по принципу "в нужное время, в нужном месте".


Однако город - это сложная саморазвивающаяся система, в которой действует множество субъектов с собственными стратегиями, переплетается множество судеб, мировоззрений и заблуждений. Жизнь вносит в развитие городов постоянные и порой радикальные коррективы. Самые благие инициативы власти закончатся ничем, если они не будут приняты и поддержаны городскими элитами и большинством горожан.


Разработка Стратегии подразумевает договоренность о возможных путях развития города и способах достижения этого пути посредством множества субъектов, присутствующих на территории города. А система реализации Стратегии рассматривается как система договоренностей между муниципалитетом, бизнесом и городским населением. Причем этот процесс согласований и достижения консенсуса должен быть непрерывным.


Деятельность же муниципального образования по реализации Стратегии осуществляется в рамках полномочий, определенных Федеральным законом 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".


Используемые термины:


Креативный класс - это "люди, которые меняют будущее" (Р.Флорида). Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра креативный класс включает также обширную группу специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости.


Городская агломерация - компактная пространственная группировка поселений, объединенных многообразными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра.


Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Этот процесс охватывает все сферы жизни общества.


Мейнстрим (англ. mainstream - основное течение) - преобладающее направление в какой-либо области (научной, культурной, др.) для определенного отрезка времени.


E-learning (сокращение от англ. Electronic Learning) - система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.


M-learning (сокращение от англ. Mobil Learning) - дистанционное обучение. Близко к понятию E-learning. Подразумевает использование любого вида обучения, происходящего, когда ученик находится не в неподвижном положении, а когда ученик использует в своих интересах возможности изучения, предлагаемые мобильными технологиями.


Shopping malls - одно или более зданий, формирующих комплекс магазинов, соединенных переходами, позволяющих посетителям легко идти от магазина до магазина, - современная версия традиционного рынка.


Девелопмент территорий (англ. development - развитие) - область управления бизнесом, недвижимостью, строительством, ориентированная на увеличение стоимости объектов и приносимых ими доходов посредством учета изменяющейся ситуации, оценки рисков, использования возможностей развития, удачного вложения капитала.


Редевелопмент - перестройка (перепрофилирование) уже застроенных территорий или новое строительство на ранее используемых территориях. Например, реконструкция промышленной площадки под жилищное строительство.