Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Развитая научно-техническая и образовательная сфера. 2. Наличие в городе крупного высокотехнологического авиационного предприятия с высоким инновационным потенциалом. 3. Наличие рядом мощного и уникального рекреационного потенциала с сильным мировым брендом (озеро Байкал). 4. Достаточная обеспеченность инфраструктурой, необходимой для деловых коммуникаций. 5. Невысокая цена на энергоресурсы. 6. Богатое купеческое наследие. 7. Достаточная развитость малого и среднего бизнеса | 1. Слабая развитость промышленного сектора экономики. 2. Неготовность города к приему инвестиций (отсутствие подготовленных площадок, сложности с технологическим подключением). 3. Отсутствие явного спроса на инновации и продукты научно-технической деятельности со стороны государства и крупных корпораций. 4. Низкая производительность и высокая энергозатратность производства. 5. Ограниченность рынка и слабая конкурентоспособность малого и среднего бизнеса. 6. Высокая стоимость транспортной составляющей для инфраструктуры въезда и выезда. 7. Высокая цена и дефицит свободных мощностей для технологического подключения. Отсутствие газификации. 8. Высокий уровень антропогенного загрязнения атмосферы |
Возможности | Угрозы |
1. Потенциал коммерциализации бренда "Байкал". 2. Интерес к Байкалу со стороны мирового сообщества как к мировому хранилищу чистой воды. 3. Развитая инфраструктура въезда и выезда, в том числе из-за рубежа. 4. Наличие перспективных планов индустриального развития Нижнего Приангарья, дающее возможность для формирования инновационных кластеров. 5. Возможность для развития мультимодальных транспортных узлов | 1. Потеря конкурентоспособности местного бизнеса в результате вхождения в ВТО. 2. Высокая вероятность стагнации глобальной экономики. 3. Потеря экономических преимуществ от низкой цены на электроэнергию. 4. Отсутствие доступных альтернативных источников для теплоснабжения (риск выхода из строя). 5. Возможный прогнозируемый энергодефицит |
Анализ данной SWOT-схемы показывает, что компенсация неразвитости города Иркутска как промышленного центра может быть осуществлена за счет имеющегося научно-технического и образовательного потенциала, за счет транспортно-географического положения города Иркутска, за счет близости богатых природных ресурсов и возможностей для коммерциализации сферы туристических коммуникаций.
Отдельный интерес представляет компенсация угроз потери конкурентоспособности за счет развития потенциала потребления чистой воды. Однако существующие технологии не позволяют осуществлять массовую транспортировку воды, например по трубопроводам. Это открывает возможности для развития новых инновационных технологий, связанных с потреблением, сохранением и транспортировкой чистой воды, дает возможности для создания соответствующего инновационно-технического кластера.
Для реализации коммуникационного и туристического потенциала города Иркутска необходимо проведение цикла работ по развитию инфраструктуры транспортной и логистической доступности города Иркутска.