РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2012 года N 005-20-360579/2
Об одобрении стратегии социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года
(с изменениями на 9 октября 2015 года)
(в ред. Решений Думы г. Иркутска от 05.05.2015 N 006-20-100125/5, от 09.10.2015 N 006-20-130201/5)
Принято
на 36 заседании
Думы города Иркутска 5-го созыва
5 июля 2012 года
В целях совершенствования системы стратегического планирования социально-экономического развития города Иркутска, руководствуясь ст.ст. 16, 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 31, 32 Устава города Иркутска, Дума города Иркутска решила:
1. Одобрить стратегию социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года (Приложение N 1).
2. Администрации города Иркутска опубликовать настоящее решение с приложением и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председатель Думы города Иркутска
А.Н.ЛАБЫГИН
6 июля 2012 года
N 005-20-360579/2
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА ДО 2025 ГОДА
(в ред. Решений Думы г. Иркутска от 05.05.2015 N 006-20-100125/5, от 09.10.2015 N 006-20-130201/5)
Стратегия социально-экономического развития города Иркутска (далее - Стратегия) разрабатывалась при активном участии представителей всех заинтересованных слоев городского сообщества - городских и областных властей, предпринимательства, научно-образовательных учреждений, некоммерческих организаций, предприятий города, местных средств массовой информации, социально активных групп граждан. Это сохраняет за горожанами право не только высказывать свое видение будущего города с точки зрения своих интересов, но и принимать участие в реализации Стратегии.
Стратегия - это компромисс интересов. Каждый город - это совокупность самых различных интересов: политических, возрастных, микрорайонных, национальных и так далее. В стратегии социально-экономического развития города Иркутска учтены многие из них в зависимости от того, насколько активно принимали участие в формировании Стратегии представители тех или иных интересов.
Стратегия социально-экономического развития города Иркутска до 2025 года разработана с учетом:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р);
- Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р;
- Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р;
- Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15 декабря 2010 г. N 28/18-ЗС.
(в ред. Решения Думы г. Иркутска от 09.10.2015 N 006-20-130201/5)
Стратегия развития города служит верхним звеном системы социально-экономического планирования развития города. Она призвана логически выстроить все виды социально-экономического планирования, осуществляемые на муниципальном уровне, с бюджетным процессом. Таким образом, стратегия социально-экономического развития города Иркутска становится фундаментом социально-экономической политики города.
Стратегия выполняет две важные управленческие функции:
1. Выбирает один сценарий развития города, благоприятный с точки зрения интересов городского сообщества и с учетом имеющихся у города ресурсов и возможностей.
2. Устанавливает обобщенный план действий, который позволил бы городу Иркутску реализовать выбранный сценарий.
Стратегия - это фактор инвестиционной привлекательности города. Само наличие у города стратегического плана развития зачастую благоприятно влияет на мнение потенциальных инвесторов о городе и таким образом улучшает инвестиционный климат в городе.
Стратегия - это способ консолидации городского сообщества вокруг решения главных городских проблем.
Стратегия - задача коллективная. Каждая из общественных сил имеет свое значение в ее реализации:
- органы местного самоуправления: создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию Стратегии; координация процесса реализации Стратегии; текущее планирование социально-экономического развития города; реализация городских целевых программ;
- Правительство Иркутской области: реализация областных целевых программ с учетом стратегии социально-экономического развития города Иркутска; учет интересов иркутского сообщества в стратегии социально-экономического развития Иркутской области; административное сопровождение экономического роста города Иркутска;
- бизнес: развитие экономической базы города Иркутска; создание рабочих мест, реализация инвестиционных проектов, участие в городских социальных программах;
- население: активное участие в городской жизни в рамках местного самоуправления; законопослушность; городской патриотизм, повышение семейного благосостояния.
При этом важно подчеркнуть следующие моменты:
1) Стратегия не охватывает абсолютно всех сфер жизнедеятельности города Иркутска. Она указывает на главное - на наиболее актуальные сферы развития города Иркутска, способствующие достижению стратегической цели;
2) стратегические направления не являются автономными, независимыми друг от друга, а тесно переплетаются - это единый комплекс действий, ориентированный на реализацию стратегической цели.
Развитие городов и процессы урбанизации населения, по мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, являются основными трендами развития человечества. С 2008 года в мире численность сельского населения сравнялась с численностью городских жителей, а по прогнозам к 2050 г. более 85% населения Земли будут жить и работать в городах. В России урбанизация идет более высокими темпами: в 2010 году численность городского населения страны составляла уже 73,7%, а в Иркутской области - 79,7%. Более 24% жителей Иркутской области проживают в городе Иркутске.
При этом на фоне снижения общей численности населения в Иркутской области численность населения города Иркутска начиная с 2008 г. неуклонно растет, что в первую очередь связано с внутриобластной миграцией и высоким притоком в городе Иркутске относительно низкоквалифицированных трудовых ресурсов, в том числе из стран ближнего зарубежья. Так, в 2011 г. из миграционного прироста граждан, прибывших в Иркутск из-за пределов Иркутской области (2766 человек), 34% прибыли из республик Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.
Такой высокий уровень урбанизации сопровождается целым комплексом вызовов: ростом инфраструктурных и экологических нагрузок, социальными проблемами, связанными с ростом преступности, а также разрушением культурной и исторической преемственности.
Ответом на эти вызовы должно стать гармоничное развитие города Иркутска как среды обитания, привлекательной в первую очередь для нового поколения, среды обитания, в которой удобство жизни становится первичным, по отношению к традиционным смыслам существования города Иркутска.
В современной глобальной экономике, вовлеченной в глобальные процессы, роль основного фактора в экономике переходит от человеческой деятельности к человеческому капиталу. Условием конкурентоспособности становится умение и возможности привлекать человеческий капитал, в первую очередь - активных жителей, так называемый "креативный класс".
При этом наличие креативного класса является первичным по отношению к инвестиционному климату или наличию достаточного количества финансовых ресурсов в городе Иркутске, поскольку именно креативный класс сам по себе способен создавать инновации во всех сферах человеческой деятельности: науке, культуре, дизайне, управлении, предпринимательстве, образовании, и др. Города с высокой долей креативного класса привлекают инвесторов, в них бурно развиваются интеллектуалоемкие виды деятельности, формируются центры прибыли крупных компаний.
Можно сколько угодно направлять усилия на подготовку молодых ученых и талантливых изобретателей, однако наиболее конкурентоспособные из них при прочих равных условиях уедут туда, где жить и работать удобнее. Поэтому победить в конкуренции за креативный класс могут только города с высоким качеством жизни, то есть именно качество жизни определяет дальнейшие успехи города как в инновационном развитии, так и в экономике в целом.
Настоящая стратегия социально-экономического развития города Иркутска нацелена:
- на повышение конкурентоспособности города за счет повышения качества среды обитания жителей;
- на формирование новых смыслов в экономике города;
- на создание гармоничного города, который не только способствует удовлетворению материальных потребностей жителя, но и во многом задает определенную планку интеллектуального уровня и духовных ценностей горожан.
В современной экономической науке существует множество определений понятия "стратегия" относительно такого сложного объекта, как город. Однако реальная практика показывает, что ни один город, ни один субъект Федерации не развивается в строгом соответствии с планами, какими бы разумными и правильными они ни были. Это связано с практикой рассмотрения стратегии города в военной трактовке смысла стратегии, когда муниципалитет рассматривается как единый субъект действия. В этом контексте деятельность муниципалитета в условиях недостаточности ресурсов сводится к своевременному и правильному перераспределению ресурсов по принципу "в нужное время, в нужном месте".
Однако город - это сложная саморазвивающаяся система, в которой действует множество субъектов с собственными стратегиями, переплетается множество судеб, мировоззрений и заблуждений. Жизнь вносит в развитие городов постоянные и порой радикальные коррективы. Самые благие инициативы власти закончатся ничем, если они не будут приняты и поддержаны городскими элитами и большинством горожан.
Разработка Стратегии подразумевает договоренность о возможных путях развития города и способах достижения этого пути посредством множества субъектов, присутствующих на территории города. А система реализации Стратегии рассматривается как система договоренностей между муниципалитетом, бизнесом и городским населением. Причем этот процесс согласований и достижения консенсуса должен быть непрерывным.
Деятельность же муниципального образования по реализации Стратегии осуществляется в рамках полномочий, определенных Федеральным законом 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Используемые термины:
Креативный класс - это "люди, которые меняют будущее" (Р.Флорида). Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке и индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Помимо ядра креативный класс включает также обширную группу специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое, и делает это с большей степенью автономии и гибкости.