Одной из важнейших проблем г. Иркутска является проблема аварийного жилищного фонда. Его наличие не только ухудшает внешний облик, понижает инвестиционную привлекательность г. Иркутска и сдерживает развитие городской инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе.
Наибольшую долю аварийного жилищного фонда составляют многоквартирные дома высотой до 3 этажей включительно, в меньшей степени к аварийному жилью в настоящее время относятся многоквартирные дома высотой более 3 этажей.
Основными причинами большого количества аварийного жилищного фонда в г. Иркутске являются:
а) естественное старение зданий в центральной части города;
б) экстремальные условия формирования жилищного фонда в годы индустриализации, военного и послевоенного периодов;
в) сложившиеся неблагоприятные гидрогеологические условия застройки после создания Иркутского водохранилища.
Сегодня в условиях рыночной экономики особенно важна социальная направленность предлагаемых мер. Большинство граждан, проживающих в аварийных домах, не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Использование программно-целевого метода для решения данной проблемы необходимо для того, чтобы сконцентрировать в рамках программы имеющиеся бюджетные ресурсы на решении ключевых проблем в жилищной сфере, обеспечить сбалансированность и последовательность решения поставленных задач, запустить механизм реализации программы.
К рискам программно-целевого метода относится риск неэффективного управления программой, который, в свою очередь, представляет собой совокупность следующих рисков:
- риск неисполнения подрядчиками своих обязательств;
- риск отсутствия необходимой координации при реализации программы.
Также среди рисков использования программно-целевого метода можно выделить риск, связанный с тем, что поставленные задачи могут быть выполнены не в полном объеме.
Для минимизации всех вышеперечисленных рисков необходимо проводить работу с организациями строительного комплекса, контролировать выполнение работ на каждом этапе, а также способствовать взаимодействию всех участников программы.
Программа предусматривает комплексное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней.