Одной из важнейших проблем жилищно-коммунальной реформы является проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. Его наличие не только ухудшает внешний облик, понижает инвестиционную привлекательность города и сдерживает развитие городской инфраструктуры, но и создает потенциальную угрозу безопасности и комфортности проживания граждан, ухудшает качество предоставляемых коммунальных услуг, повышает социальную напряженность в обществе.
В течение последних лет ввиду неудовлетворительного финансирования объемы проводимых капитальных работ были недостаточны для поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, что, в конечном счете, обусловило его неуклонное ветшание.
В городе Иркутске по состоянию на 01.01.2003 жилищный фонд (жилые помещения) общей площадью 367,3 тыс. кв. метров является ветхим и аварийным.
Ветхое и аварийное жилье составляет около 5% муниципального жилищного фонда г. Иркутска, и в нем проживает около 20 тыс. граждан.
Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3 этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью г. Иркутска. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше 3 этажей) жилые здания.
Ветхий жилищный фонд исторического центра г. Иркутска сочетает в себе два полярно противоположных качества - высокую культурно-историческую ценность и плохое физическое состояние. Это сочетание может повлечь угрозу утраты исторического, культурного и художественно-эстетического облика города, поскольку имеет место недостаточная прочность зданий, изношенность инженерных сетей.
Основными причинами большого количества ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Иркутске являются:
а) естественное старение зданий в центральной части города;
б) экстремальные условия формирования жилищного фонда в годы индустриализации, военного и послевоенного периода;
в) хроническое недовложение средств в капитальный ремонт и текущее содержание жилищного фонда;
г) сложившиеся неблагоприятные гидрогеологические условия застройки после создания Иркутского водохранилища.
Сегодня в условиях рыночной экономики особенно важна социальная направленность предлагаемых мер. Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Программно-целевой метод направлен на комплексную реализацию конституционных прав жителей города на жилище, возрождение исторического центра города, достойного столицы Восточной Сибири.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней.