Действующий

О концепции инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008 - 2020 годы



Сценарий 2 "РАЗВИТИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


В рамках данного сценария усилия будут сосредоточены как на поддержке существующих элементов инновационной системы, так и на создании экономических стимулов для формирования новых элементов на базе действующих вузов и институтов ИНЦ СО РАН. Такой подход позволит существенно сократить затраты на создание инновационной инфраструктуры и, соответственно, аккумулировать ресурсы на тех направлениях, которые с точки зрения эффективности возврата вложений будут наиболее перспективными.


В состав инфраструктуры будут вовлечены не только уже существующие областные и университетские технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и коучинг-центры, но и созданы исключительно муниципальные элементы. Акцент будет поставлен на развитие в городе центров трансфера технологий и инновационно-технологических центров. В то же время новый муниципальный инновационный бизнес-инкубатор создаваться не будет. Вместо этого будут выработаны инструменты дополнительной муниципальной поддержки инновационных компаний, работающих в Иркутском областном бизнес-инкубаторе, поскольку 95% его резидентов зарегистрированы на территории г. Иркутска.


Появление новых специальностей в вузах города Иркутска для снижения дефицита квалифицированных инженерных и управленческих кадров в инновационной сфере будет определяться исключительно спросом на рынке труда без специальной поддержки со стороны органов местного самоуправления города Иркутска.


В рамках данного сценария продолжится реализация муниципальной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в г. Иркутске" на 2008 - 2012 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 31.08.2007 N 004-20-400606/7, предполагающей поддержку, в том числе и инновационных предприятий. Кроме того, будет оказываться содействие участию в конференциях и семинарах, проводиться бесплатные консультации предпринимателям, курсы повышения квалификации для предпринимателей и менеджеров малых предприятий, а также компенсироваться затраты по участию субъектов малого предпринимательства в выставочно-ярмарочных мероприятиях.


Мероприятия сценария позволят увеличить число действующих малых и средних инновационных компаний практически в 6 раз. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции вырастет к 2020 году почти в 5 раз относительно 2006 года, а численность занятых в сфере инновационного предпринимательства вырастет на 60%.


Ожидается, что доля доходов бюджета г. Иркутска, полученных за счет отчислений налога на доходы физических лиц, занятых в малом и среднем инновационном предпринимательстве, в общем объеме доходов за счет отчислений налога на доходы физических лиц, составит не более 20% в 2020 году.


Реализация сценария предполагает выделение достаточно существенных средств из бюджета города Иркутска, а также привлечение внебюджетных источников на принципах паритетного финансирования расходов на инфраструктуру и реализацию программ по кадровой подготовке и переподготовке специалистов инновационной сферы.


Внебюджетные источники будут включать средства институтов ИНЦ СО РАН, вузов, прикладных институтов, а также средства иных организаций, претендующих на получение бюджетных средств города на конкурсной основе.


Слабой стороной данного сценария является то, что он направлен преимущественно на поддержку развития малого инновационного предпринимательства и мало учитывает потребности в инновациях организаций, учреждений и предприятий г. Иркутска. Кроме того, город Иркутск отнесен к категории исторических городов России и строительство новых крупных промышленных предприятий на его территории невозможно. Поэтому инновации должны быть направлены на развитие экологически чистых, наукоемких производств, чего данный сценарий не предполагает.