ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА


РЕШЕНИЕ


от 28 апреля 2008 года N 004-20-490796/8



О концепции инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008 - 2020 годы



Принято на 49 заседании


городской Думы 4-го созыва 24 апреля 2008 года


В целях формирования политики органов местного самоуправления города Иркутска в сфере инновационной деятельности, руководствуясь ст.ст. 16, 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 11, 31, 32 Устава города Иркутска, Программой комплексного социально-экономического развития г. Иркутска на 2008 - 2020 годы, утвержденной решением Думы города Иркутска от 28.09.2007 N 004-20-410627/7, Дума города Иркутска решила:


1. Одобрить концепцию инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008 - 2020 годы (Приложение 1).


2. Администрации г. Иркутска опубликовать настоящее решение с приложением.



Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ



28 апреля 2008 года


N 004-20-490796/8



Приложение 1
к решению
Думы г. Иркутска
от 28 апреля 2008 года
N 004-20-490796/8




КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Г. ИРКУТСКЕ НА 2008 - 2020 ГОДЫ



ВВЕДЕНИЕ


Концепция инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008 - 2020 гг. (далее - Концепция) разработана в соответствии с Программой комплексного социально-экономического развития города Иркутска на 2008 - 2020 годы.


Программа комплексного социально-экономического развития г. Иркутска на 2008 - 2020 годы выделяет в качестве одного из приоритетов развития г. Иркутска "Иркутск - центр инновационной экономики", что предусматривает широкую поддержку науки, образования и инновационного сектора экономики.


Концепция инновационной деятельности в г. Иркутске определяет цели и задачи формирования политики органов местного самоуправления города Иркутска в сфере инновационной деятельности, дает оценку текущему состоянию экономики и предполагает наиболее эффективные варианты развития на долгосрочный период с учетом достижения комплексной стратегической цели социально-экономического развития г. Иркутска - значительного повышения уровня и качества жизни населения.


Целью разработки Концепции является обеспечение интеграции усилий органов местного самоуправления города Иркутска, частного бизнеса и институтов гражданского общества в повышении качества и уровня жизни населения города через динамичное развитие инновационной экономики.


Задачами разработки Концепции являются:


1. Определение ключевых проблем и конкурентных преимуществ в инновационной деятельности города.


2. Определение возможных сценариев развития инновационной деятельности в г. Иркутске, их эффективность и необходимое ресурсное обеспечение.


3. Обоснование наиболее эффективного для города сценария развития инновационной деятельности.


4. Определение механизмов реализации выбранного сценария реализации Концепции с указанием индикаторов, необходимых ресурсов и их источников, а также схемы мониторинга реализации Концепции.


В рамках подготовительного этапа разработки Концепции проведен анализ инновационных потребностей города и инновационных возможностей научно-образовательного комплекса г. Иркутска. Определены возможные пути и формы содействия со стороны органов местного самоуправления города Иркутска внедрению инновационных решений в деятельность хозяйствующих субъектов города. Рассмотренные проблемные вопросы были представлены в виде аналитической записки.


Кроме того, в рамках аналитической записки освещены следующие вопросы:


- причины невостребованности научных разработок и неудовлетворенности практических запросов города;


- наличие инновационных разработок научно-образовательного комплекса города, готовых к внедрению;


- потенциал разработки инновационных решений научно-образовательным комплексом города;


- текущие и перспективные потребности в инновационных решениях в городе.


Концепция содержит: введение; краткий анализ сложившейся в г. Иркутске ситуации с поддержкой инновационной деятельности; определение возможных сценариев, а также выбор и обоснование оптимального сценария развития инновационной деятельности в г. Иркутске на 2008 - 2020 гг.; цели и задачи выбранного сценария развития инновационной деятельности в г. Иркутске с указанием механизмов реализации выбранного сценария, а также схему мониторинга Концепции.



I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ


В настоящей Концепции используются следующие определения:


- бизнес-инкубатор - организация, предоставляющая свои ресурсы перспективным инновационным и высокотехнологическим компаниям с целью внедрения современных технологий и использования научно-технического потенциала;


- венчурный фонд - фонд, аккумулирующий финансовые средства для инвестирования в высокорисковые высокотехнологичные инновационные проекты. Фонд вкладывает средства путем приобретения акций или долей новой компании на ограниченный срок (до тех пор, пока рынок не будет способен вернуть вложенный капитал с существенной прибылью, но обычно не более чем на 7 лет). Продажу своей доли компании фонд осуществляет, когда коммерциализация компании позволяет ей выйти на пик рыночной стоимости, и, следовательно, дать фонду максимально возможную прибыль;


- инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;


- инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с ним дополнительные научные исследования и разработки;


- инновационная организация - организация, осуществляющая инновационную деятельность;


- инновационная политика - определение органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов;


- инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая и т.д.) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций (нововведений);


- инновационная продукция (работы, услуги) - результаты инновационной деятельности, по поводу которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности;


- инновационная система - совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой политики в области развития инновационной системы;


- инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;


- инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности;


- инновационный проект - система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной научно-технической проблемы и направленных на создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения инновации;


- инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, предназначенный для оптимального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферу материального производства и в сферу услуг;


- инфраструктура инновационной деятельности - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, коучинг-центры по венчурному предпринимательству, ассоциации и иные другие объединения бизнес-ангелов, учебно-деловые центры и другие специализированные организации), но не принимающей в ней непосредственного участия;


- технопарк - объединение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, имеющее целью создание общей системы экономико-правового и технического обслуживания, а также общей системы инвестирования и ведения инновационной деятельности;


- центр трансфера технологий - организация, содействующая субъектам инновационной деятельности в продвижении инновационного продукта на рынки сбыта и обеспечивающая доступ к информационным ресурсам (каталоги, базы данных и т.д.).



II. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ГОРОДА ИРКУТСКА


Иркутск является административным центром Иркутской области, столицей одного из наиболее динамично развивающихся регионов Сибири. В Иркутской области активно формируется инфраструктура инновационной деятельности, которая в настоящее время включает 12 общеобластных элементов, в том числе Областной технопарк, Региональный центр развития инновационной деятельности, Иркутский инновационный бизнес-инкубатор, Региональную школу инновационного менеджмента, Технопарк ИрГТУ, Байкальский центр трансфера технологий, Байкальский коучинг-центр по венчурному предпринимательству и др.


Центром инновационной активности Иркутской области является город Иркутск. В нем сосредоточен один из самых крупных в восточных регионах РФ научный, научно-технический и образовательный потенциал и располагаются все элементы создаваемой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности. В городе Иркутске 3 ВУЗа ведут подготовку кадров для инновационной деятельности (Иркутский государственный университет, Иркутский государственный технический университет и Иркутский государственный университет путей сообщения). Кроме этого, постоянно действует Региональная школа инновационного менеджмента.


Поддержка и регулирование инновационной деятельности в г. Иркутске осуществляется в соответствии с Законом Иркутской области "Об областной государственной поддержке инновационной деятельности" от 05.05.2004 N 21-оз, Положением о конкурсе инновационных проектов, утвержденным постановлением губернатора Иркутской области от 20.08.2004 N 413-п, в соответствии с которыми из областного бюджета выделяются субсидии для реализации наиболее перспективных проектов. В ноябре 2006 г. в структуре администрации г. Иркутска было создано Управление по стратегическому развитию и инновационной политике, которое призвано сформировать основные направления инновационной деятельности в городе Иркутске и создать условия для их реализации.


Уровень инновационной активности предприятий в г. Иркутске постоянно растет. По данным обследований она выросла с 3% в 1999 году до 10,2% в 2006 году (в России - 9,7% и в Сибирском федеральном округе - 7,7%).


Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области в 1999 году в Иркутской области и г. Иркутске инновационной деятельностью занимались 20 организаций различных отраслей экономики, в 2000 году - 14, в 2001 году - 22, в 2002 году - 29, в 2003 году - 35 организаций, в 2004 году - 31, в 2005 году - 38, в 2006 году - 31. Это акционерные общества "Ангарская нефтехимическая компания", "Иркутскэнерго", Иркутский авиационный завод - филиал НПК "Иркут", ОАО "Иркутский мясокомбинат", "Иркутскэнергоремонт" и другие.


Основная часть нововведений была проведена в целях улучшения качества, расширения ассортимента продукции, видов услуг, сохранения и расширения традиционных рынков сбыта.


В 1999 г. насчитывалось 15 предприятий, имеющих готовые инновации в течение последних трех лет, а в 2003 г. - 34 предприятия, в 2004 г. - 30; в 2005 г. - 41 предприятие; в 2006 году - 47 предприятий.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»