Обоснование необходимости принятия программы:
Среди проблем реформирования муниципального здравоохранения особое значение имеет совершенствование службы скорой медицинской помощи.
В городе Иркутске создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с достаточно развитой инфраструктурой. Ведущим лечебным учреждением, оказывающим скорую и неотложную медицинскую помощь, является городская станция скорой медицинской помощи (далее - ГССМП), в структуру которой входит 4 подстанции: Центральная - обслуживающая жителей Правобережного и Октябрьского округов, Свердловская, Ленинская и в Иркутске-II. В 2004 г. на базе ГКБ N 9 открыт филиал Центральной подстанции на три поста для обслуживания населения Куйбышевского района, в том числе отдаленных м/р: Топкинский, Зеленый.
За год городская станция скорой медицинской помощи обслуживает в среднем 235 тыс. вызовов, то есть в среднем практически каждый третий житель города один раз в год обращается в скорую помощь.
Из 108 тыс. больных, пролеченных в стационарах муниципальных учреждений здравоохранения за 2004 г., 36% доставлено скорой медицинской помощью.
За последние 3 года количество суточных постов с 49 увеличилось до 52, что позволило снизить нагрузку на выездные бригады, улучшить своевременность оказания скорой медицинской помощи.
Необходимо отметить, что станция скорой медицинской помощи функционирует в двух режимах: режим повседневной работы и режим чрезвычайных ситуаций.
Одной из функций станции скорой медицинской помощи наряду с оказанием медицинской помощи больным и пострадавшим является взаимодействие с Управлением внутренних дел, пожарными частями, МЧС и другими службами города. Все это требует дополнительной телефонной сети и радиосвязи.
Службе скорой медицинской помощи отводится главная роль в оказании медицинской помощи при травмах и неотложных состояниях на догоспитальном этапе. Однако из-за перегруженности автомобильных дорог время прибытия бригады к месту вызова составляет не менее 15 - 20 минут. Несвоевременное прибытие бригады скорой помощи ведет к нарушениям в организме пострадавшего. Зачастую главную опасность для жизни и здоровья представляет не сама травма, а раннее осложнение: кровотечение, аспирация, дыхательная недостаточность, нарушение сердечной деятельности и др. Своевременное устранение этих осложнений предупреждает ухудшение состояния пострадавшего. Однако до прибытия бригады скорой медицинской помощи этого не делается вследствие недостаточной подготовки населения по вопросам оказания первой медицинской само- и взаимопомощи. Ее приемами не в полной мере владеют работники милиции, в том числе Государственной инспекции безопасности дорожного движения, пожарной службы, водители.
Организация обучения населения приемам само- и взаимопомощи при несчастных случаях, авариях и катастрофах позволит снизить количество догоспитальных осложнений.
Одним из важнейших вопросов, оказывающих влияние на качество оказания скорой медицинской помощи, является квалификация кадров.
На различных кафедрах Иркутского государственного института усовершенствования врачей в 2001 - 2004 гг. проучилось 106 врачей, в Иркутском базовом медицинском колледже - 96 средних медицинских работников. Однако необходимо дальнейшее непрерывное обучение врачебного и среднего медицинского персонала.
В течение шести предыдущих лет в рамках исполнения программы "Совершенствование организации оказания скорой медицинской помощи населению г. Иркутска" существенно обновлен парк санитарных машин (приобретено 14 машин), приобретена дыхательная аппаратура, кислородные ингаляторы, носилки и другое медицинское оборудование.
Однако материально-техническая база выездных бригад скорой медицинской помощи нуждается в постоянном обновлении. Быстро изнашиваются и выходят из строя электрокардиографы, недостаточно дефибрилляторов. Имеется необходимость в ежегодном обновлении автомобильного санитарного транспорта ГССМП.