РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2005 года N 004-20-180230/5
О муниципальной программе "Совершенствование организации оказания скорой медицинской помощи на территории г. Иркутска" на 2006 - 2008 гг.
(с изменениями на 25 октября 2007 года)
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 25.10.2007 N 004-20-420663/7)
Принято на 18 заседании
городской Думы 4-го созыва 23 ноября 2005 года
Руководствуясь ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ст.ст. 8, 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 56 Устава города Иркутска, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 24.04.2000 N 496-48гД(2), ст.ст. 31, 32 Устава города Иркутска, принятого решением Думы г. Иркутска от 20.05.2004 N 003-20-430537/4, Положением о муниципальных программах г. Иркутска, утвержденным решением городской Думы г. Иркутска от 31.03.1999 N 312-32гД(2), Дума города Иркутска решила:
1. Утвердить муниципальную программу "Совершенствование организации оказания скорой медицинской помощи на территории г. Иркутска" на 2006 - 2008 гг. (приложение N 1).
2. Администрации г. Иркутска:
2.1. При формировании расходной части бюджета г. Иркутска предусматривать выделение ассигнований на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальной программой "Совершенствование организации оказания скорой медицинской помощи на территории г. Иркутска" на 2006 - 2008 гг., исходя из реальных возможностей бюджета города на соответствующий год.
2.2. Опубликовать настоящее решение с приложением.
Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
24 ноября 2005 года
N 004-20-180230/5
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ Г. ИРКУТСКА" НА 2006 - 2008 ГГ.
(в ред. решения Думы г. Иркутска от 25.10.2007 N 004-20-420663/7)
Наименование программы:
"Совершенствование организации оказания скорой медицинской помощи на территории г. Иркутска".
Основание для разработки программы:
Ст.ст. 8, 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Заказчик программы:
Администрация г. Иркутска.
Основные разработчики программы:
Департамент здравоохранения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, Иркутский государственный институт усовершенствования врачей.
Цель программы:
Обеспечение своевременного и квалифицированного оказания скорой медицинской помощи.
Задачи программы:
- совершенствование организации службы скорой медицинской помощи;
- улучшение качества и сокращение сроков оказания скорой медицинской помощи.
Сроки реализации программы:
2006 - 2008 гг.
Обоснование необходимости принятия программы:
Среди проблем реформирования муниципального здравоохранения особое значение имеет совершенствование службы скорой медицинской помощи.
В городе Иркутске создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с достаточно развитой инфраструктурой. Ведущим лечебным учреждением, оказывающим скорую и неотложную медицинскую помощь, является городская станция скорой медицинской помощи (далее - ГССМП), в структуру которой входит 4 подстанции: Центральная - обслуживающая жителей Правобережного и Октябрьского округов, Свердловская, Ленинская и в Иркутске-II. В 2004 г. на базе ГКБ N 9 открыт филиал Центральной подстанции на три поста для обслуживания населения Куйбышевского района, в том числе отдаленных м/р: Топкинский, Зеленый.
За год городская станция скорой медицинской помощи обслуживает в среднем 235 тыс. вызовов, то есть в среднем практически каждый третий житель города один раз в год обращается в скорую помощь.
Из 108 тыс. больных, пролеченных в стационарах муниципальных учреждений здравоохранения за 2004 г., 36% доставлено скорой медицинской помощью.
За последние 3 года количество суточных постов с 49 увеличилось до 52, что позволило снизить нагрузку на выездные бригады, улучшить своевременность оказания скорой медицинской помощи.
Необходимо отметить, что станция скорой медицинской помощи функционирует в двух режимах: режим повседневной работы и режим чрезвычайных ситуаций.
Одной из функций станции скорой медицинской помощи наряду с оказанием медицинской помощи больным и пострадавшим является взаимодействие с Управлением внутренних дел, пожарными частями, МЧС и другими службами города. Все это требует дополнительной телефонной сети и радиосвязи.
Службе скорой медицинской помощи отводится главная роль в оказании медицинской помощи при травмах и неотложных состояниях на догоспитальном этапе. Однако из-за перегруженности автомобильных дорог время прибытия бригады к месту вызова составляет не менее 15 - 20 минут. Несвоевременное прибытие бригады скорой помощи ведет к нарушениям в организме пострадавшего. Зачастую главную опасность для жизни и здоровья представляет не сама травма, а раннее осложнение: кровотечение, аспирация, дыхательная недостаточность, нарушение сердечной деятельности и др. Своевременное устранение этих осложнений предупреждает ухудшение состояния пострадавшего. Однако до прибытия бригады скорой медицинской помощи этого не делается вследствие недостаточной подготовки населения по вопросам оказания первой медицинской само- и взаимопомощи. Ее приемами не в полной мере владеют работники милиции, в том числе Государственной инспекции безопасности дорожного движения, пожарной службы, водители.
Организация обучения населения приемам само- и взаимопомощи при несчастных случаях, авариях и катастрофах позволит снизить количество догоспитальных осложнений.
Одним из важнейших вопросов, оказывающих влияние на качество оказания скорой медицинской помощи, является квалификация кадров.
На различных кафедрах Иркутского государственного института усовершенствования врачей в 2001 - 2004 гг. проучилось 106 врачей, в Иркутском базовом медицинском колледже - 96 средних медицинских работников. Однако необходимо дальнейшее непрерывное обучение врачебного и среднего медицинского персонала.
В течение шести предыдущих лет в рамках исполнения программы "Совершенствование организации оказания скорой медицинской помощи населению г. Иркутска" существенно обновлен парк санитарных машин (приобретено 14 машин), приобретена дыхательная аппаратура, кислородные ингаляторы, носилки и другое медицинское оборудование.
Однако материально-техническая база выездных бригад скорой медицинской помощи нуждается в постоянном обновлении. Быстро изнашиваются и выходят из строя электрокардиографы, недостаточно дефибрилляторов. Имеется необходимость в ежегодном обновлении автомобильного санитарного транспорта ГССМП.
Перечень основных мероприятий:
- внедрение комплекса автоматизированной системы управления диспетчерской службой ГССМП;
- подготовка медицинских кадров и обучение населения приемам оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях;
- оптимизация структуры и укрепление материально-технической базы ГССМП.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
1. Реализация мероприятий по первому разделу позволит:
- приобрести автоматизированную систему управления диспетчерской службой и централизовать прием вызовов на диспетчерский пункт центральной подстанции, сократить время передачи вызовов бригадам скорой помощи, что позволит сократить время доезда по вызову до 15 - 17 минут при нормативе 20 минут.
Данная система позволит также осуществить регистрацию времени приема и результатов вызова, создать персонифицированную базу данных обратившихся за медицинской помощью, иметь данные об объемах оказания медицинской помощи пациенту в предшествующие периоды;
- разработка алгоритмов приема вызовов диспетчеров скорой помощи и регистратуры поликлиники позволит уменьшить в рабочие дни поликлиник число непрофильных вызовов в скорую помощь в среднем на 10 - 15%. При этом показатель обращаемости населения в скорую помощь снизится до нормативного - 315 на 1 тыс. населения (в настоящее время - 401).
2. Обучение персонала ГССМП на циклах повышения квалификации и в рамках постоянно действующего семинара по тактике оказания скорой медицинской помощи на догоспитальном этапе позволит улучшить теоретическую и практическую подготовку на основе современных видов и методов оказания скорой помощи.
Обучение населения и издание пособия по оказанию первой медицинской помощи в экстренных случаях (остановка наружного кровотечения, первая помощь при переломах и др.) позволит снизить посттравматические осложнения и снизить смертность до прибытия врача в среднем на 15 - 20%.
3. Реализация мероприятий по третьему разделу позволит:
- провести реорганизацию филиала Центральной подстанции в самостоятельную подстанцию ГССМП, что позволит сократить время для обслуживания вызовов населению Куйбышевского района специализированными бригадами скорой помощи, снизить уровень осложнений и смертности на догоспитальном этапе, в том числе от инфаркта миокарда, инсультов, травм и других заболеваний;