РЕШЕНИЕ
от 27 марта 2006 года N 004-20-230311/6
О Концепции преобразований в жилищной сфере и коммунальной инфраструктуре г. Иркутска на 2006 - 2007 годы
Принято на 23 заседании
городской Думы 4-го созыва 23 марта 2006 года
В целях повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства г. Иркутска, организации содержания муниципального жилищного фонда, организации надлежащего электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, сбора, вывоза бытовых отходов, руководствуясь ст. 14, разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 16, 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 31, 32 Устава города Иркутска, принятого решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 N 003-20-430537/4, Дума г. Иркутска решила:
1. Утвердить Концепцию преобразований в жилищной сфере и коммунальной инфраструктуре г. Иркутска на 2006 - 2007 годы (Приложение N 1).
2. Администрации г. Иркутска опубликовать настоящее решение с приложением.
Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ
27 марта 2006 года
N 004-20-230311/6
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ И КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ Г. ИРКУТСКА НА 2006 - 2007 ГОДЫ
Кардинальное решение проблем в жилищно-коммунальной сфере города является составной частью единого комплекса мер по повышению качества жизни населения и осуществлению основных направлений государственной национальной политики.
Концепция преобразований в жилищной сфере и коммунальной инфраструктуре г. Иркутска на 2006 - 2007 годы (далее - Концепция) направлена на комплексное развитие жилищно-коммунальной отрасли. Учитывая динамику формирования отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оптимальным периодом действия настоящей Концепции определен период с 2006 г. по 2007 г., в течение которого реализуются основные концептуальные направления развития жилищной сферы и коммунальной инфраструктуры города, включающие в себя следующие вопросы:
- оптимизация управления жилищным фондом в городе Иркутске;
- создание условий для реального улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, основанных на добросовестной конкуренции и договорных отношениях;
- формирование программ ремонта, реконструкции жилья, модернизации коммунальной инфраструктуры;
- формирование условий, обеспечивающих доступность жилья для населения.
2.1. Характеристика жилищного фонда г. Иркутска
По состоянию на 01.01.2006 в Октябрьском, Свердловском, Ленинском и Правобережном административных округах г. Иркутска зарегистрировано 27 муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства (МУП ЖХ), в т.ч. в:
- Свердловском округе - 6 МУП ЖХ, 1 аварийно-диспетчерская служба;
- Правобережном округе - 6 МУП ЖХ, 1 аварийно-ремонтное предприятие;
- Октябрьском округе - 9 действующих МУП ЖХ, 1 МУП ЖХ в стадии ликвидации, 1 аварийно-ремонтное предприятие;
- Ленинском округе - 2 МУП ЖХ, ООО "Сетевая компания "Иркут".
Общая площадь обслуживаемого жилищного фонда составляет 7747,35 тыс. кв.м, в т.ч.:
- в Свердловском округе - 2564,71 тыс. кв.м (33,2%);
- в Правобережном округе - 1200,98 тыс. кв.м (15,5%);
- в Октябрьском округе - 1957,96 тыс. кв.м (25,3%);
- в Ленинском округе - 2023,7 тыс. кв.м (26,0%).
Состояние жилищного фонда г. Иркутска характеризуется данными табл. 1.
СВЕДЕНИЯ
о жилищном фонде г. Иркутска на 01.01.2005 <1>
┌═════════════════════════┬══════════┬═══════‰
│ Показатель │Количество│ % │
├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤
│1. Количество домов, шт. │ 5585│ 100%│
├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤
│В том числе со степенью│ │ │
│износа: │ │ │
├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤
│- от 0 до 60% │ 3656│ 65,4%│
├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤
│- от 60 до 80% │ 714│ 12,8%│
├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤
│- от 81 до 100% │ 1215│ 21,8%│
├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤
│2. Количество квартир │ 160630│ 100%│
├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤
│3. Количество │ 99275│ 61,8%│
│приватизированных квартир│ │ │
└═════════════════════════┴══════════┴═══════…
________________
<1> По данным отдела жилищного хозяйства Главного управления жилищно-коммунального хозяйства Комитета по городскому обустройству администрации г. Иркутска (сведения о жилищном фонде - жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию "Город Иркутск", без учета жилищного фонда ТСЖ и ЖСК).
В г. Иркутске после провозглашения реформы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) решались только локальные задачи, отодвигая болезненные, но в то же время неизбежные процессы, связанные с изменением структуры управления. Тех целей, которые ставит реформа, невозможно достичь с действующей структурой, нужно в первую очередь пересматривать структуру управления ЖКХ.
С введением в действие Жилищного кодекса РФ попытки сохранить старые методы управления в современной, совершенно иной среде могут привести к возникновению ряда противоречий, в том числе правового характера.
2.2. Анализ структуры управления жилищным хозяйством г. Иркутска
Городская система управления жилищным хозяйством (далее - ЖХ) за последнее десятилетие претерпевала неоднократные изменения. В настоящее время структура управления городским жилищным хозяйством не отвечает современным условиям. В приложении N 1 к Концепции на рис. 1 представлена существующая структура управления городским жилищным хозяйством.
Взаимоотношения субъектов в соответствии с действующей структурой управления ЖХ строятся следующим образом:
- основные полномочия в сфере управления ЖХ возложены на Комитеты по управлению округами администрации г. Иркутска (далее - КУО), они являются учредителями муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства (далее - МУП ЖХ);
- деятельность МУП ЖХ регламентируется в соответствии с уставами МУП ЖХ и заключенными договорами на техническое обслуживание жилищного фонда;
- муниципальный жилищный фонд, ранее находившийся в хозяйственном ведении МУП ЖХ, передан в муниципальную казну (как совокупность жилых помещений);
- взаимоотношения с другими собственниками жилищного фонда не урегулированы (согласно новому ЖК РФ собственники в многоквартирных домах сами должны принимать решение о выборе способа управления);
- не формализованы отношения между Комитетом по городскому обустройству администрации г. Иркутска (далее - КГО) и КУО;
- между МУП ЖХ и поставщиками коммунальных услуг заключены договоры на тепло-, водоснабжение, вывоз ТБО и т.д.
В 2005 году в г. Иркутске начался процесс создания новых организаций (ООО, ЗАО), осуществляющих деятельность по содержанию и ремонту многоквартирных домов. В настоящее время МУП ЖХ с субъектами малого предпринимательства заключили 86 договоров на техническое обслуживание 5180 тыс. кв.м жилья (74,5% от общей площади обслуживаемого жилого фонда).
Однако, несмотря на наличие договорных отношений между хозяйствующими субъектами по оказанию услуг в сфере ЖКХ, вызывает сомнения объективность оценки объемов и качества данных услуг. Социологические исследования <2> показывают, что частично и полностью оказанием услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда удовлетворены около трети опрошенных жителей г. Иркутска, соответственно не удовлетворены 66% респондентов.
________________
<2> Данные отчета по результатам комплексного социологического исследования оценки готовности жителей городов Иркутска и Ангарска и сотрудников организаций ЖКХ к эффективному взаимодействию в рамках нового Жилищного кодекса РФ, проведенного под руководством д.п.н., проф. А.Д.Карнышева, 2005 г.
Жилищным кодексом Российской Федерации предусматривается прямое участие в процессе содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома собственников данного имущества. Однако анализ сложившихся взаимоотношений в жилищной сфере показал, что собственники жилья фактически не участвуют в данном процессе. Это обстоятельство подтверждается и тем, что 74,4% участников социологического опроса в 2005 году выразили желание владеть информацией о характере расходов на услуги ЖКХ из уплачиваемой ими квартплаты.
Сегодня отсутствует заинтересованность МУП ЖХ (ЖЭУ, ДЭЗ, РЭУ) в результатах своей финансовой и хозяйственной деятельности, что приводит к нерациональному управлению финансовыми ресурсами, непрозрачности финансовых потоков и отсутствию отчетности перед потребителями.
Проведенный финансовый анализ МУП ЖХ с 01.01.2005 по 01.10.2005 позволил сделать вывод, что: