ДУМА ГОРОДА ИРКУТСКА


РЕШЕНИЕ


от 27 марта 2006 года N 004-20-230311/6



О Концепции преобразований в жилищной сфере и коммунальной инфраструктуре г. Иркутска на 2006 - 2007 годы



Принято на 23 заседании


городской Думы 4-го созыва 23 марта 2006 года


В целях повышения эффективности и надежности функционирования жилищно-коммунального хозяйства г. Иркутска, организации содержания муниципального жилищного фонда, организации надлежащего электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, сбора, вывоза бытовых отходов, руководствуясь ст. 14, разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 16, 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 31, 32 Устава города Иркутска, принятого решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 N 003-20-430537/4, Дума г. Иркутска решила:


1. Утвердить Концепцию преобразований в жилищной сфере и коммунальной инфраструктуре г. Иркутска на 2006 - 2007 годы (Приложение N 1).


2. Администрации г. Иркутска опубликовать настоящее решение с приложением.



Мэр г. Иркутска
В.В.ЯКУБОВСКИЙ



27 марта 2006 года


N 004-20-230311/6



Приложение N 1
к решению
Думы города Иркутска
от 27 марта 2006 года
N 004-20-230311/6




КОНЦЕПЦИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЕ И КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ Г. ИРКУТСКА НА 2006 - 2007 ГОДЫ



I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ


Кардинальное решение проблем в жилищно-коммунальной сфере города является составной частью единого комплекса мер по повышению качества жизни населения и осуществлению основных направлений государственной национальной политики.


Концепция преобразований в жилищной сфере и коммунальной инфраструктуре г. Иркутска на 2006 - 2007 годы (далее - Концепция) направлена на комплексное развитие жилищно-коммунальной отрасли. Учитывая динамику формирования отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, оптимальным периодом действия настоящей Концепции определен период с 2006 г. по 2007 г., в течение которого реализуются основные концептуальные направления развития жилищной сферы и коммунальной инфраструктуры города, включающие в себя следующие вопросы:


- оптимизация управления жилищным фондом в городе Иркутске;


- создание условий для реального улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, основанных на добросовестной конкуренции и договорных отношениях;


- формирование программ ремонта, реконструкции жилья, модернизации коммунальной инфраструктуры;


- формирование условий, обеспечивающих доступность жилья для населения.



II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИЛИЩНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Г. ИРКУТСКА


2.1. Характеристика жилищного фонда г. Иркутска


По состоянию на 01.01.2006 в Октябрьском, Свердловском, Ленинском и Правобережном административных округах г. Иркутска зарегистрировано 27 муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства (МУП ЖХ), в т.ч. в:


- Свердловском округе - 6 МУП ЖХ, 1 аварийно-диспетчерская служба;


- Правобережном округе - 6 МУП ЖХ, 1 аварийно-ремонтное предприятие;


- Октябрьском округе - 9 действующих МУП ЖХ, 1 МУП ЖХ в стадии ликвидации, 1 аварийно-ремонтное предприятие;


- Ленинском округе - 2 МУП ЖХ, ООО "Сетевая компания "Иркут".


Общая площадь обслуживаемого жилищного фонда составляет 7747,35 тыс. кв.м, в т.ч.:


- в Свердловском округе - 2564,71 тыс. кв.м (33,2%);


- в Правобережном округе - 1200,98 тыс. кв.м (15,5%);


- в Октябрьском округе - 1957,96 тыс. кв.м (25,3%);


- в Ленинском округе - 2023,7 тыс. кв.м (26,0%).


Состояние жилищного фонда г. Иркутска характеризуется данными табл. 1.



Таблица 1




СВЕДЕНИЯ
 о жилищном фонде г. Иркутска на 01.01.2005 <1>


┌═════════════════════════┬══════════┬═══════‰

│       Показатель        │Количество│   %   │ 

├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤ 

│1. Количество домов, шт. │      5585│   100%│

├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤ 

│В том  числе  со степенью│          │       │ 

│износа:                  │          │       │ 

├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤ 

│- от 0 до 60%            │      3656│  65,4%│

├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤ 

│- от 60 до 80%           │       714│  12,8%│

├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤ 

│- от 81 до 100%          │      1215│  21,8%│

├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤ 

│2. Количество квартир    │    160630│   100%│

├═════════════════════════┼══════════┼═══════┤ 

│3. Количество            │     99275│  61,8%│

│приватизированных квартир│          │       │ 

└═════════════════════════┴══════════┴═══════…


________________


<1> По данным отдела жилищного хозяйства Главного управления жилищно-коммунального хозяйства Комитета по городскому обустройству администрации г. Иркутска (сведения о жилищном фонде - жилых помещениях в многоквартирных домах, в которых имеются жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию "Город Иркутск", без учета жилищного фонда ТСЖ и ЖСК).


В г. Иркутске после провозглашения реформы жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) решались только локальные задачи, отодвигая болезненные, но в то же время неизбежные процессы, связанные с изменением структуры управления. Тех целей, которые ставит реформа, невозможно достичь с действующей структурой, нужно в первую очередь пересматривать структуру управления ЖКХ.


С введением в действие Жилищного кодекса РФ попытки сохранить старые методы управления в современной, совершенно иной среде могут привести к возникновению ряда противоречий, в том числе правового характера.


2.2. Анализ структуры управления жилищным хозяйством г. Иркутска


Городская система управления жилищным хозяйством (далее - ЖХ) за последнее десятилетие претерпевала неоднократные изменения. В настоящее время структура управления городским жилищным хозяйством не отвечает современным условиям. В приложении N 1 к Концепции на рис. 1 представлена существующая структура управления городским жилищным хозяйством.


Взаимоотношения субъектов в соответствии с действующей структурой управления ЖХ строятся следующим образом:


- основные полномочия в сфере управления ЖХ возложены на Комитеты по управлению округами администрации г. Иркутска (далее - КУО), они являются учредителями муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства (далее - МУП ЖХ);


- деятельность МУП ЖХ регламентируется в соответствии с уставами МУП ЖХ и заключенными договорами на техническое обслуживание жилищного фонда;


- муниципальный жилищный фонд, ранее находившийся в хозяйственном ведении МУП ЖХ, передан в муниципальную казну (как совокупность жилых помещений);


- взаимоотношения с другими собственниками жилищного фонда не урегулированы (согласно новому ЖК РФ собственники в многоквартирных домах сами должны принимать решение о выборе способа управления);


- не формализованы отношения между Комитетом по городскому обустройству администрации г. Иркутска (далее - КГО) и КУО;


- между МУП ЖХ и поставщиками коммунальных услуг заключены договоры на тепло-, водоснабжение, вывоз ТБО и т.д.


В 2005 году в г. Иркутске начался процесс создания новых организаций (ООО, ЗАО), осуществляющих деятельность по содержанию и ремонту многоквартирных домов. В настоящее время МУП ЖХ с субъектами малого предпринимательства заключили 86 договоров на техническое обслуживание 5180 тыс. кв.м жилья (74,5% от общей площади обслуживаемого жилого фонда).


Однако, несмотря на наличие договорных отношений между хозяйствующими субъектами по оказанию услуг в сфере ЖКХ, вызывает сомнения объективность оценки объемов и качества данных услуг. Социологические исследования <2> показывают, что частично и полностью оказанием услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда удовлетворены около трети опрошенных жителей г. Иркутска, соответственно не удовлетворены 66% респондентов.


________________


<2> Данные отчета по результатам комплексного социологического исследования оценки готовности жителей городов Иркутска и Ангарска и сотрудников организаций ЖКХ к эффективному взаимодействию в рамках нового Жилищного кодекса РФ, проведенного под руководством д.п.н., проф. А.Д.Карнышева, 2005 г.


Жилищным кодексом Российской Федерации предусматривается прямое участие в процессе содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома собственников данного имущества. Однако анализ сложившихся взаимоотношений в жилищной сфере показал, что собственники жилья фактически не участвуют в данном процессе. Это обстоятельство подтверждается и тем, что 74,4% участников социологического опроса в 2005 году выразили желание владеть информацией о характере расходов на услуги ЖКХ из уплачиваемой ими квартплаты.


Сегодня отсутствует заинтересованность МУП ЖХ (ЖЭУ, ДЭЗ, РЭУ) в результатах своей финансовой и хозяйственной деятельности, что приводит к нерациональному управлению финансовыми ресурсами, непрозрачности финансовых потоков и отсутствию отчетности перед потребителями.


Проведенный финансовый анализ МУП ЖХ с 01.01.2005 по 01.10.2005 позволил сделать вывод, что:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»