Территориальное планирование Астрахани направлено на определение функционального назначения территорий города исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов.
2.1. Задачи по учету интересов Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности г. Астрахани.
Астрахань находится в уникальном положении единственного на побережье Каспия города, одновременно обслуживающего транспортные потоки, добычу нефти и газа, обеспечивающего судоремонт и имеющего высококвалифицированные кадры. Подобная "внешняя" ориентация дает значительный импульс экономике в целом и сектору услуг и рынку недвижимости города в частности.
Астрахань, ориентированная на крупнейшие мировые рынки и на трансграничные процессы, сможет обрести еще более важную роль в развитии Каспийского региона. Ее позиции на доступных рынках - международного туризма и в обслуживании мирового рынка углеводородов - потенциально очень сильны. В процессе подключения к мировому рынку рыболовного и охотничьего туризма за счет своих ресурсов в Астрахани возможен новый этап развития туристического сектора экономики, а также обслуживающего его сектора услуг. Приток иностранных туристов даст городу стимул к действиям по улучшению качества городской среды. Астрахань является заметной величиной и на мировом рынке углеводородов. Она способна предоставить уникальный для Каспийского региона комплекс услуг: строительство и обслуживание буровых платформ, поставка квалифицированной рабочей силы, площади под офисы компаний-резидентов. Активное подключение к мировому рынку углеводородов в среднесрочной перспективе обеспечит подъем машиностроения, образования и сектора услуг Астрахани. Кроме того, Астрахань в перспективе будет обслуживать возрастающие транспортные перевозки по коридору Север-Юг и стать площадкой переговоров для государств Каспийского моря.
Развитие Астраханской торговли само по себе имеет огромный потенциал роста. Традиционно Астрахань была центром девелоперской торговли, связывающей Европейскую часть России со Средним Востоком. Развитие транспортного коридора Север-Юг приведет к росту экономических и торговых связей с Ираном и Индией. Астрахань укрепит свои позиции в качестве ворот России в Юго-Восточную Азию.
Генеральный план рассматривает городскую среду как площадку представительства российских государственных интересов на юге России. Он формулирует для Астрахани общемировые стандарты качества: архитектурно-планировочные, эстетические, экологические, инженерные, инфраструктурные.
2.2. Задачи по развитию и преобразованию функционально-планировочной структуры.
1. Сохранение индивидуального, неповторимого облика Астрахани. Это связано, прежде всего, с сохранением исторического наследия. В Генеральном плане учтены все регламенты, связанные с объектами исторического наследия, которые обеспечивают сохранение многообразия городской среды Астрахани, сочетающей различные типы среды исторически сложившихся районов города.
2. Существенное повышение эффективности использования городской среды путем достройки ранее незавершенных кварталов, ликвидация кварталов ветхой застройки, комплексной реконструкции территорий с повышением плотности их застройки в пределах нормативных требований; трансформация садоводств в районы жилой застройки; обеспечения их дополнительными ресурсами инженерных систем и объектами транспортной и социальной инфраструктуры; оптимизации функционального использования в соответствии с рентным потенциалом указанных территорий.
3. Обеспечение размещения объектов капитального строительства в соответствии с прогнозируемыми параметрами жилищного и общественного строительства на основе градостроительного освоения под застройку новых, свободных от застройки территорий, а также повышения эффективности использования сложившихся селитебных территорий.
4. При градостроительном освоении новых территорий и реконструкции сложившейся застройки необходимо сохранение индивидуальности городской среды, ценных природных ландшафтов.
5. Развитие и преобразование функциональной структуры Астрахани в соответствии с прогнозируемым развитием основных функций и отраслей экономики города.
6. Развитие системы центра Астрахани путем создания узлов центральных общественно-деловых зон на реконструируемых и вновь создаваемых территориях (район Солянки, Аэропорта, Центральный район), формирования общественно-деловых и торговых центров на основных въездах на территорию Астрахани, формирование общественных центров крупных планировочных районов.
7. Формирование "открытой" планировочной структуры, предоставляющей вариантные возможности развития основных функциональных зон города по главным планировочным осям (природным и транспортным).
2.3. Задачи по развитию транспортной инфраструктуры
1. Максимальное использование уникального геоэкономического положения Астраханской транспортной системы на основе взаимовыгодного объединения общегосударственных, региональных, муниципальных частных интересов в развитии отдельных объектов транспортной системы.
2. Пионерное развитие инфраструктуры, обеспечивающей пассажирские перевозки на международных маршрутах, связывающих страны Каспийского моря.
3. Комплексное развитие всех видов транспортной инфраструктуры на основе применения международных стандартов качества обслуживания пассажирских и грузовых перевозок, включая внутригородскую транспортную систему.
2.4. Задача улучшения экологического благополучия
- Защита территории города от затопления и подтопления;
- Снижение техногенной нагрузки на окружающую среду от выбросов и сбросов загрязняющих веществ;
- Повышение эффективности использования водных ресурсов;
- Организация современной системы сбора и утилизации отходов;
- Предупреждения аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- Создание благоприятных условий жизнедеятельности и охрана здоровья населения;
- Создание единой территориальной системы экологического мониторинга;
- Создание эффективной системы организации, управления и контроля в природоохранной деятельности, существующей в городе.
2.5. Задача повышения надежности функционирования инженерной инфраструктуры