Недействующий


МЭР ГОРОДА АСТРАХАНИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 10 ноября 2005 года N 1933-м



Об утверждении Программы реформирования муниципальных финансов г. Астрахани на 2006 - 2007 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 25.01.2018 N 50.
____________________________________________________________________



В целях оздоровления муниципальных финансов и повышения качества управления муниципальными финансами, а также целесообразности участия муниципального образования "Город Астрахань" в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в 2006 году постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования муниципальных финансов г. Астрахани на 2006-2007 годы.

2. Пресс-службе местного самоуправления г. Астрахани опубликовать настоящее Постановление мэра города в газете "Горожанин".

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

Мэр города
С.А.БОЖЕНОВ


Утверждена
Постановлением мэра города
от 10 ноября 2005 г. N 1933-м


ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ Г. АСТРАХАНИ НА 2006-2007 ГОДЫ



Введение


Астрахань - административный центр Астраханской области. Старейший город Нижнего Поволжья входит в число 115 городов РФ, признанных исторически ценными.

Конституционно закрепленная концепция местного самоуправления существенно повысила ответственность городских властей за развитие города, за безусловное гарантирование населению соответствующих социальных благ, свобод, защиты и т.п.

На основе объединения усилий всех жителей города, местных и областных властей в Астрахани создаются благоприятные предпосылки для развития полноценного местного самоуправления, для улучшения среды жизнедеятельности и производства, для повышения качества жизни горожан.

Вместе с тем имеющиеся финансовые и институциональные ресурсы Астрахани оказываются явно недостаточными для создания полноценной среды жизнедеятельности населения, для формирования инфраструктур нового типа, для ускорения процессов реструктуризации и модернизации промышленного потенциала.

Экономика города


Экономика города Астрахани преимущественно адаптировалась к рыночным условиям и представляет собой динамично развивающийся хозяйственный комплекс. В течение последних лет для социально-экономического положения города характерна положительная динамика, наблюдался ежегодный рост количества организаций всех форм собственности, зарегистрированных на территории города, ожидается, что в 2005 году их будет около 13 тыс. единиц. Экономическая ситуация развивалась в соответствии со сценарными условиями, разработанными в прогнозе социально-экономического развития.

Основой экономики города является промышленность. Она занимает лидирующее положение в реальном секторе экономики города и обеспечивает около 30% налоговых поступлений в консолидированный бюджет города. На предприятиях промышленности трудятся почти 30 тыс. человек, это около 17% всех работающих в городе. Удельный вес объема производства г. Астрахани в промышленном производстве области составляет более 30%.

Промышленный комплекс города насчитывает 585 предприятий всех форм собственности, из них 77 - крупных и средних. Промышленность города Астрахани представлена электроэнергетикой, машиностроением и металлообработкой, пищевой промышленностью, промышленностью стройматериалов, химической и нефтехимической отраслью, легкой, лесной и деревообрабатывающей, топливной промышленностью и др.

Промышленная политика города направлена на комплексное развитие производства, для чего создаются условия для перевода промышленных предприятий на инновационный путь развития, модернизацию производства, внедрение высоких технологий, выпуск новых видов продукции и их активного продвижения на рынки сбыта.

В 2005 году объем промышленного производства оценивается на сумму 10849.0 млн. рублей, прирост по сравнению с предыдущим годом составит 5.7%. Главными источниками дальнейшего роста станут, прежде всего, промышленность строительных материалов (109%), машиностроительный комплекс (107%), химическая (106%) и пищевая промышленности (105%), электроэнергетика (102%). В 2006 и 2007 гг. прогнозируется увеличение объемов промышленного производства соответственно на 7% и 12.5%.

Более интенсивному наращиванию выпуска промышленной продукции препятствуют: тяжелое финансовое положение предприятий, хроническая нехватка оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производства, что приводит к низкому проценту использования производственных мощностей, увеличение издержек производства, вызванные опережающим ростом зарплаты и тарифов на услуги отечественных монополий; физический и моральный износ более 50% основных производственных фондов; технологическая отсталость большинства производств; недостаточный уровень инвестиционной активности. Приоритетной задачей является проведение реструктуризации и технического перевооружения промышленных предприятий.

Финансово-бюджетный потенциал города


Бюджет города составляет его финансовую основу. Признаком финансовой самостоятельности городского самоуправления являются собственные доходы бюджета города. За период 2002-2004 гг. их доля выросла с 70.9% до 82.4% к общему объему поступлений.

Бюджетная ситуация 2002-2004 гг. характеризовалась устойчивой динамикой роста доходов и расходов бюджета города. В 2004 году доходы бюджета города увеличились на 20.7% по сравнению с 2002 годом, достигнув 2538.6 млн. рублей.

В структуре собственных доходов бюджета по итогам 2004 г. около 88% составили налоговые доходы. В 2002-2004 гг. наибольшую долю в структуре собственных доходов бюджета города занимали налог на доходы физических лиц (44.7%) и налог на прибыль (22.9%).

В 2004 году увеличились расходы бюджета города на 32.9% по сравнению с 2002 годом, достигнув 2697.5 млн. рублей.

В структуре расходов финансирование социально-культурных мероприятий остается приоритетным. В 2004 г. на эти цели направлено 1376.8 млн. рублей, что составило 51% всех расходов бюджета. По сравнению с 2002 г. увеличилась сумма расходов на образование - 37.1% и здравоохранение - на 16.2%.

Значительные объемы финансовых средств направлены на поддержание ЖКХ (более 662 млн. рублей).

Таблица 1


ОБЪЕМ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2002-2005 ГОДАХ



млн. рублей

┌════════════════════════════════┬══════┬══════┬══════┬══════‰

│                                │ 2002 │2003  │2004  │2005  │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│Собственные бюджетные доходы,   │1490.8│2059.7│2091.9│1758.6│

│в том числе:                    │      │      │      │      │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│Налоговые                       │1325.9│1829.8│1834.7│1421.3│

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│из них по видам налогов         │      │      │      │      │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│налог на прибыль                │402.2 │618.6 │479.9 │409.5 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│налог на доходы физических лиц  │563.2 │772.5 │935.9 │756.0 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│акцизы                          │107.7 │136.1 │159.8 │  -   │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│налог с продаж                  │ 91.3 │110.1 │ 13.0 │  -   │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│налоги на совокупный доход      │ 50.5 │ 51.3 │ 88.3 │165.7 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│налог на имущество              │ 75.7 │ 91.3 │109.2 │ 70.4 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│земельный налог                 │ 18.9 │ 28.9 │ 26.7 │ 54.6 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│Доходы от платных услуг         │139.5 │191.2 │82.4  │89.3  │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│Участие областного бюджета      │472.9 │349.6 │364.4 │611.9 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│Всего доходов                   │2103.2│2600.5│2538.6│2460.0│

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│Расходы                         │      │      │      │      │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│Местное самоуправление          │107.4 │139.1 │173.6 │276.4 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│в том числе зарплата            │ 58.1 │ 70   │91.8  │121.9 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│образование                     │661.3 │794.9 │906.9 │1064.5│

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│в том числе зарплата            │393.2 │417.1 │476.2 │597.6 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│здравоохранение                 │388.4 │381.2 │451.4 │560.1 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│в том числе зарплата            │ 81.9 │88.9  │124.2 │176.2 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│Культура                        │ 11.4 │15.2  │18.5  │47.7  │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│в том числе зарплата            │ 7.2  │7.5   │9.1   │14.8  │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│ЖКХ                             │542.5 │827.6 │662.5 │388.0 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│в том числе зарплата            │  -   │ -    │ -    │3.1   │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│Прочие расходы                  │318.5 │481.3 │484.6 │298.9 │ 

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│Всего расходов                  │2029.6│2639.2│2697.5│2635.9│

├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤ 

│Дефицит                         │ 65.8 │229.9 │241.2 │175.9 │ 

└════════════════════════════════┴══════┴══════┴══════┴══════…

Внутренние и внешние факторы развития города


Анализ действующих условий, позитивных и негативных тенденций развития города позволил выявить и систематизировать внешние угрозы и возможности развития города, предусмотреть их влияние на сильные и слабые стороны экономики и использовать для обоснования разработки Программы реформирования муниципальных финансов г. Астрахани до 2007 г. с реализацией в два этапа - первый - до 01.07.2006 и второй - до 01.07.2007.

Таблица 2


ОБОБЩЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ SWOT-АНАЛИЗА ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА АСТРАХАНИ


┌═══════════┬════════════════════════════════════════════‰

│Сильные    │- Выгодное географическое положение         │ 

│стороны    │- Мирное сосуществование многонационального │ 

│           │состава населения                           │ 

│           │- Развитая система профессионального        │ 

│           │образования                                 │ 

│           │- Богатые природные ресурсы                 │ 

├═══════════┼════════════════════════════════════════════┤ 

│Слабые     │- Высокая степень износа основных фондов    │ 

│стороны    │практически во всех отраслях экономики,     │ 

│           │включая ЖКХ                                 │ 

│           │- Сложная экологическая обстановка          │ 

│           │- Сложные климатические условия             │ 

│           │- Плохое техническое состояние коммуникаций │ 

├═══════════┼════════════════════════════════════════════┤ 

│Возможности│- Развитие туризма                          │ 

│           │- Развитие комплексного транспортного узла  │ 

│           │как составной части коридора "Север-Юг"     │ 

│           │- Привлекательность для инвесторов          │ 

├═══════════┼════════════════════════════════════════════┤ 

│Угрозы     │- Оскудение рыбных и биологических запасов и│

│           │ресурсов                                    │ 

│           │- Техногенные катастрофы                    │ 

│           │- Снижение уровня финансовой поддержки      │ 

│           │города из областного бюджета                │ 

└═══════════┴════════════════════════════════════════════…

I. Концепция программы реформирования муниципальных финансов г. Астрахани



Обоснование необходимости реформы


На протяжении последних нескольких лет Правительством Российской Федерации реализуются мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и межбюджетных отношений, Президентом Российской Федерации инициирована реформа организации местного самоуправления. Данные преобразования, безусловно, затрагивают все уровни власти. Органы местного самоуправления г. Астрахани осознают важность повышения эффективности управления муниципальными финансами и принимают меры, направленные на решение проблем в этой сфере. В числе таких мер:

- использование инструментов среднесрочного планирования;

- повышение прозрачности муниципальных финансов;

- сокращение бюджетного дефицита и ограничение муниципальных заимствований;

- поэтапное сокращение кредиторской задолженности бюджета;

- оздоровление предприятий муниципального сектора экономики;

- формирование бюджета развития.

Однако сложившаяся к настоящему времени система управления муниципальными финансами не отвечает критериям эффективности и результативности использования бюджетных средств. Основные проблемы управления муниципальными финансами г. Астрахани могут быть сформулированы следующим образом:

- организация бюджетного процесса. Принятие решений в бюджетной сфере происходит в рамках текущего периода, без составления перспективных планов-прогнозов. Финансирование многих видов расходов осуществляется без анализа альтернативных способов предоставления бюджетных услуг и оценки результатов;

- границы и структура муниципального сектора. Не выработаны единые критерии для проведения реструктуризации сети бюджетных учреждений. Необходимо определить перечень социальных услуг, предоставление которых может осуществляться немуниципальными организациями, и тем самым определить оптимальное количество бюджетных учреждений и численность персонала;

- система управления расходами бюджета. Повышение эффективности предоставления бюджетных услуг населению требует пересмотра состава бюджетных обязательств муниципальных органов власти и осуществления институциональных преобразований, связанных с внедрением рыночных отношений в финансирование бюджетных услуг;

- долговая политика. Отсутствует методика оценки платежеспособности бюджета и определения возможного объема новых заимствований.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»