ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2005 года N 1933-м
Об утверждении Программы реформирования муниципальных финансов г. Астрахани на 2006 - 2007 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 25.01.2018 N 50.
____________________________________________________________________
В целях оздоровления муниципальных финансов и повышения качества управления муниципальными финансами, а также целесообразности участия муниципального образования "Город Астрахань" в конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в 2006 году постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования муниципальных финансов г. Астрахани на 2006-2007 годы.
2. Пресс-службе местного самоуправления г. Астрахани опубликовать настоящее Постановление мэра города в газете "Горожанин".
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Мэр города
С.А.БОЖЕНОВ
ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ Г. АСТРАХАНИ НА 2006-2007 ГОДЫ
Астрахань - административный центр Астраханской области. Старейший город Нижнего Поволжья входит в число 115 городов РФ, признанных исторически ценными.
Конституционно закрепленная концепция местного самоуправления существенно повысила ответственность городских властей за развитие города, за безусловное гарантирование населению соответствующих социальных благ, свобод, защиты и т.п.
На основе объединения усилий всех жителей города, местных и областных властей в Астрахани создаются благоприятные предпосылки для развития полноценного местного самоуправления, для улучшения среды жизнедеятельности и производства, для повышения качества жизни горожан.
Вместе с тем имеющиеся финансовые и институциональные ресурсы Астрахани оказываются явно недостаточными для создания полноценной среды жизнедеятельности населения, для формирования инфраструктур нового типа, для ускорения процессов реструктуризации и модернизации промышленного потенциала.
Экономика города Астрахани преимущественно адаптировалась к рыночным условиям и представляет собой динамично развивающийся хозяйственный комплекс. В течение последних лет для социально-экономического положения города характерна положительная динамика, наблюдался ежегодный рост количества организаций всех форм собственности, зарегистрированных на территории города, ожидается, что в 2005 году их будет около 13 тыс. единиц. Экономическая ситуация развивалась в соответствии со сценарными условиями, разработанными в прогнозе социально-экономического развития.
Основой экономики города является промышленность. Она занимает лидирующее положение в реальном секторе экономики города и обеспечивает около 30% налоговых поступлений в консолидированный бюджет города. На предприятиях промышленности трудятся почти 30 тыс. человек, это около 17% всех работающих в городе. Удельный вес объема производства г. Астрахани в промышленном производстве области составляет более 30%.
Промышленный комплекс города насчитывает 585 предприятий всех форм собственности, из них 77 - крупных и средних. Промышленность города Астрахани представлена электроэнергетикой, машиностроением и металлообработкой, пищевой промышленностью, промышленностью стройматериалов, химической и нефтехимической отраслью, легкой, лесной и деревообрабатывающей, топливной промышленностью и др.
Промышленная политика города направлена на комплексное развитие производства, для чего создаются условия для перевода промышленных предприятий на инновационный путь развития, модернизацию производства, внедрение высоких технологий, выпуск новых видов продукции и их активного продвижения на рынки сбыта.
В 2005 году объем промышленного производства оценивается на сумму 10849.0 млн. рублей, прирост по сравнению с предыдущим годом составит 5.7%. Главными источниками дальнейшего роста станут, прежде всего, промышленность строительных материалов (109%), машиностроительный комплекс (107%), химическая (106%) и пищевая промышленности (105%), электроэнергетика (102%). В 2006 и 2007 гг. прогнозируется увеличение объемов промышленного производства соответственно на 7% и 12.5%.
Более интенсивному наращиванию выпуска промышленной продукции препятствуют: тяжелое финансовое положение предприятий, хроническая нехватка оборотных средств, недоступность кредитных ресурсов, рост издержек производства, что приводит к низкому проценту использования производственных мощностей, увеличение издержек производства, вызванные опережающим ростом зарплаты и тарифов на услуги отечественных монополий; физический и моральный износ более 50% основных производственных фондов; технологическая отсталость большинства производств; недостаточный уровень инвестиционной активности. Приоритетной задачей является проведение реструктуризации и технического перевооружения промышленных предприятий.
Бюджет города составляет его финансовую основу. Признаком финансовой самостоятельности городского самоуправления являются собственные доходы бюджета города. За период 2002-2004 гг. их доля выросла с 70.9% до 82.4% к общему объему поступлений.
Бюджетная ситуация 2002-2004 гг. характеризовалась устойчивой динамикой роста доходов и расходов бюджета города. В 2004 году доходы бюджета города увеличились на 20.7% по сравнению с 2002 годом, достигнув 2538.6 млн. рублей.
В структуре собственных доходов бюджета по итогам 2004 г. около 88% составили налоговые доходы. В 2002-2004 гг. наибольшую долю в структуре собственных доходов бюджета города занимали налог на доходы физических лиц (44.7%) и налог на прибыль (22.9%).
В 2004 году увеличились расходы бюджета города на 32.9% по сравнению с 2002 годом, достигнув 2697.5 млн. рублей.
В структуре расходов финансирование социально-культурных мероприятий остается приоритетным. В 2004 г. на эти цели направлено 1376.8 млн. рублей, что составило 51% всех расходов бюджета. По сравнению с 2002 г. увеличилась сумма расходов на образование - 37.1% и здравоохранение - на 16.2%.
Значительные объемы финансовых средств направлены на поддержание ЖКХ (более 662 млн. рублей).
ОБЪЕМ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2002-2005 ГОДАХ
млн. рублей
┌════════════════════════════════┬══════┬══════┬══════┬══════‰
│ │ 2002 │2003 │2004 │2005 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Собственные бюджетные доходы, │1490.8│2059.7│2091.9│1758.6│
│в том числе: │ │ │ │ │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Налоговые │1325.9│1829.8│1834.7│1421.3│
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│из них по видам налогов │ │ │ │ │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│налог на прибыль │402.2 │618.6 │479.9 │409.5 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│налог на доходы физических лиц │563.2 │772.5 │935.9 │756.0 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│акцизы │107.7 │136.1 │159.8 │ - │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│налог с продаж │ 91.3 │110.1 │ 13.0 │ - │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│налоги на совокупный доход │ 50.5 │ 51.3 │ 88.3 │165.7 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│налог на имущество │ 75.7 │ 91.3 │109.2 │ 70.4 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│земельный налог │ 18.9 │ 28.9 │ 26.7 │ 54.6 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Доходы от платных услуг │139.5 │191.2 │82.4 │89.3 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Участие областного бюджета │472.9 │349.6 │364.4 │611.9 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Всего доходов │2103.2│2600.5│2538.6│2460.0│
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Расходы │ │ │ │ │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Местное самоуправление │107.4 │139.1 │173.6 │276.4 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│в том числе зарплата │ 58.1 │ 70 │91.8 │121.9 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│образование │661.3 │794.9 │906.9 │1064.5│
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│в том числе зарплата │393.2 │417.1 │476.2 │597.6 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│здравоохранение │388.4 │381.2 │451.4 │560.1 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│в том числе зарплата │ 81.9 │88.9 │124.2 │176.2 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Культура │ 11.4 │15.2 │18.5 │47.7 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│в том числе зарплата │ 7.2 │7.5 │9.1 │14.8 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│ЖКХ │542.5 │827.6 │662.5 │388.0 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│в том числе зарплата │ - │ - │ - │3.1 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Прочие расходы │318.5 │481.3 │484.6 │298.9 │
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Всего расходов │2029.6│2639.2│2697.5│2635.9│
├════════════════════════════════┼══════┼══════┼══════┼══════┤
│Дефицит │ 65.8 │229.9 │241.2 │175.9 │
└════════════════════════════════┴══════┴══════┴══════┴══════…
Анализ действующих условий, позитивных и негативных тенденций развития города позволил выявить и систематизировать внешние угрозы и возможности развития города, предусмотреть их влияние на сильные и слабые стороны экономики и использовать для обоснования разработки Программы реформирования муниципальных финансов г. Астрахани до 2007 г. с реализацией в два этапа - первый - до 01.07.2006 и второй - до 01.07.2007.
ОБОБЩЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ SWOT-АНАЛИЗА ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА АСТРАХАНИ
┌═══════════┬════════════════════════════════════════════‰
│Сильные │- Выгодное географическое положение │
│стороны │- Мирное сосуществование многонационального │
│ │состава населения │
│ │- Развитая система профессионального │
│ │образования │
│ │- Богатые природные ресурсы │
├═══════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Слабые │- Высокая степень износа основных фондов │
│стороны │практически во всех отраслях экономики, │
│ │включая ЖКХ │
│ │- Сложная экологическая обстановка │
│ │- Сложные климатические условия │
│ │- Плохое техническое состояние коммуникаций │
├═══════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Возможности│- Развитие туризма │
│ │- Развитие комплексного транспортного узла │
│ │как составной части коридора "Север-Юг" │
│ │- Привлекательность для инвесторов │
├═══════════┼════════════════════════════════════════════┤
│Угрозы │- Оскудение рыбных и биологических запасов и│
│ │ресурсов │
│ │- Техногенные катастрофы │
│ │- Снижение уровня финансовой поддержки │
│ │города из областного бюджета │
└═══════════┴════════════════════════════════════════════…
На протяжении последних нескольких лет Правительством Российской Федерации реализуются мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и межбюджетных отношений, Президентом Российской Федерации инициирована реформа организации местного самоуправления. Данные преобразования, безусловно, затрагивают все уровни власти. Органы местного самоуправления г. Астрахани осознают важность повышения эффективности управления муниципальными финансами и принимают меры, направленные на решение проблем в этой сфере. В числе таких мер:
- использование инструментов среднесрочного планирования;
- повышение прозрачности муниципальных финансов;
- сокращение бюджетного дефицита и ограничение муниципальных заимствований;
- поэтапное сокращение кредиторской задолженности бюджета;
- оздоровление предприятий муниципального сектора экономики;
- формирование бюджета развития.
Однако сложившаяся к настоящему времени система управления муниципальными финансами не отвечает критериям эффективности и результативности использования бюджетных средств. Основные проблемы управления муниципальными финансами г. Астрахани могут быть сформулированы следующим образом:
- организация бюджетного процесса. Принятие решений в бюджетной сфере происходит в рамках текущего периода, без составления перспективных планов-прогнозов. Финансирование многих видов расходов осуществляется без анализа альтернативных способов предоставления бюджетных услуг и оценки результатов;
- границы и структура муниципального сектора. Не выработаны единые критерии для проведения реструктуризации сети бюджетных учреждений. Необходимо определить перечень социальных услуг, предоставление которых может осуществляться немуниципальными организациями, и тем самым определить оптимальное количество бюджетных учреждений и численность персонала;
- система управления расходами бюджета. Повышение эффективности предоставления бюджетных услуг населению требует пересмотра состава бюджетных обязательств муниципальных органов власти и осуществления институциональных преобразований, связанных с внедрением рыночных отношений в финансирование бюджетных услуг;
- долговая политика. Отсутствует методика оценки платежеспособности бюджета и определения возможного объема новых заимствований.