Дорожное хозяйство представляет собой сложный инженерный, имущественный, организационно-технический комплекс, включающий в себя улично-дорожную сеть со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации.
Улично-дорожная сеть городского округа город Воронеж создавалась в 1950 - 1960 годах. В городе Воронеже за последние годы в силу географических и социально-экономических условий сложилась развитая структура транспортных коммуникаций, в результате чего значительно возросла нагрузка на дорожную сеть. В настоящее время автомобильный транспорт создает осевую нагрузку в 10 тонн при расчетной нагрузке на ось не более 6 тонн, что приводит к преждевременному разрушению дорожного покрытия. Кроме того, при строительстве слоев основания большинства объектов улично-дорожной сети городского округа город Воронеж использовался известковый щебень, который не обладает необходимой прочностью даже для пропуска автомобилей с нагрузкой в 6 тонн на ось. Таким образом, существующая транспортная инфраструктура городского округа перестала отвечать современным требованиям.
Значительная часть автомобильных дорог имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог городского округа город Воронеж были выше темпов восстановления и развития. Это обусловлено увеличением парка автотранспортных средств, ростом интенсивности движения.
Динамика ремонта дорог на территории городского округа за период 2005 - 2013 годов характеризуется следующими показателями:
2005 год - 226,0 тыс. кв. м;
2006 год - 791,4 тыс. кв. м;
2007 год - 1255,2 тыс. кв. м;
2008 год - 641,6 тыс. кв. м;
2009 год - 438,2 тыс. кв. м;
2010 год - 355,6 тыс. кв. м;
2011 год - 944,3 тыс. кв. м;
2012 год - 533,5 тыс. кв. м;
2013 год - 787,6 тыс. кв. м.
Снижение объемов ремонтных работ вызвано прежде всего, недостаточностью финансирования, вследствие чего не соблюдаются межремонтные сроки дорожных работ на улично-дорожной сети городского округа.
Недостаточное выделение бюджетных средств на ежедневную уборку (в течение года) от мусора и снега территории городского округа, а также недостаточная оснащенность коммунальной (специализированной) техникой приводят к преждевременному разрушению объектов улично-дорожной сети, загрязнению остановок общественного транспорта, возникновению несанкционированных свалок мусора на прилотковой части автомобильных дорог. В настоящее время обеспеченность коммунальной техникой муниципальных предприятий составляет 31% от потребности.
По результатам проводимых осмотров из 34 мостов и путепроводов 14 имеют оценку "неудовлетворительно".
Общая протяженность сетей ливневой канализации составляет 179,1 км и имеет износ почти 100%. Многие участки ливневой канализации не справляются с отводом дождевых вод, в результате чего при выпадении обильных осадков образуются подтопления проезжей части. Магистральные коллекторы ливневой канализации города несут наибольшую нагрузку и обеспечивают отвод основного объема дождевых и талых вод с улиц города. В связи с этим существует необходимость ремонта и текущего содержания этих коллекторов в надлежащем состоянии.
С целью продления сроков службы автомобильных дорог и искусственных сооружений на них необходимо планомерное и своевременное проведение комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Для решения существующих проблем разработана подпрограмма "Развитие дорожного хозяйства", которая направлена на комплексное решение проблем - улучшение состояния существующей улично-дорожной сети городского округа город Воронеж, а также повышение комплексной безопасности дорожного движения.