Дорожное хозяйство представляет собой сложный инженерный имущественный организационно-технический комплекс, включающий в себя улично-дорожную сеть со всеми сооружениями, необходимыми для ее нормальной эксплуатации.
Улично-дорожная сеть городского округа город Воронеж создавалась в 50 - 60-х годах. В городе Воронеже за последние годы в силу географических и социально-экономических условий сложилась развитая структура транспортных коммуникаций, в результате чего значительно возросла нагрузка на дорожную сеть. В настоящее время автомобильный транспорт создает осевую нагрузку в 10 тонн при расчетной нагрузке на ось не более 6 тонн, что приводит к преждевременному разрушению дорожного покрытия. Кроме того, при строительстве слоев основания большинства объектов улично-дорожной сети городского округа город Воронеж использовался известковый щебень, который не обладает необходимой прочностью даже для пропуска автомобилей с нагрузкой в 6 тонн на ось. Таким образом, существующая транспортная инфраструктура городского округа перестала отвечать современным требованиям.
Значительная часть автомобильных дорог имеет высокую степень износа. В течение длительного периода темпы износа автомобильных дорог городского округа город Воронеж были выше темпов восстановления и развития. Это обусловлено увеличением парка автотранспортных средств, ростом интенсивности движения.
Динамика ремонта дорог на территории городского округа за период 2005 - 2013 годов характеризуется следующими показателями:
2005 год - 226,0 тыс. кв. м;
2006 год - 791,4 тыс. кв. м;
2007 год - 1255,2 тыс. кв. м;
2008 год - 641,6 тыс. кв. м;
2009 год - 438,2 тыс. кв. м;
2010 год - 355,6 тыс. кв. м;
2011 год - 944,3 тыс. кв. м;
2012 год - 533,5 тыс. кв. м;
2013 год - 787,6 тыс. кв. м.
Снижение объемов ремонтных работ вызвано, прежде всего, недостаточностью финансирования, вследствие чего не соблюдаются межремонтные сроки автомобильных дорог городского округа.
Недостаточное выделение бюджетных средств на ежедневную уборку (в течение года) от мусора и снега территории городского округа, а также недостаточная оснащенность коммунальной (специализированной) техникой приводят к преждевременному разрушению объектов улично-дорожной сети, загрязнению остановок общественного транспорта, возникновению несанкционированных свалок мусора на прилотковой части автомобильных дорог. В настоящее время обеспеченность коммунальной техникой муниципальных предприятий составляет 31% от потребности.
По результатам проводимых осмотров из 34 мостов и путепроводов 14 имеют оценку "неудовлетворительно".
Общая протяженность сетей ливневой канализации составляет 179,1 км и имеет износ почти 100%. Многие участки ливневой канализации не справляются с отводом дождевых вод, в результате чего при выпадении обильных осадков образуются подтопления проезжей части. Магистральные коллекторы ливневой канализации города несут наибольшую нагрузку и обеспечивают отвод основного объема дождевых и талых вод с улиц города. В связи с этим существует необходимость ремонта и текущего содержания этих коллекторов в надлежащем состоянии.
С целью продления сроков службы автомобильных дорог и искусственных сооружений на них необходимо планомерное и своевременное проведение комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Для решения существующих проблем разработана подпрограмма "Развитие дорожного хозяйства", которая направлена на комплексное решение проблем - улучшение состояния существующей улично-дорожной сети городского округа город Воронеж, а также повышение комплексной безопасности дорожного движения.