Объем розничного товарооборота через все каналы реализации с каждым годом наращивал свои обороты: с 22165,5 млн. рублей в 2001 году до 91471,9 млн. рублей в 2008 году (более чем в 4 раза).
В макроструктуре товарооборота начиная с 2004 года доля непродовольственных товаров в общем обороте розничной торговли имела тенденцию к росту: с 54,9% в 2001 году до 62,9% - в 2008 году.
Доля продовольственных товаров (включая алкогольные напитки), соответственно, сокращалась. Подобная динамика свидетельствует об изменении предпочтений населения и стабилизации экономической ситуации в городском округе, как и в стране в целом.
В 2004 году начался активный рост доли организованной торговли, сопровождающийся приходом в городской округ крупных розничных сетей.
Доля торговых предприятий в общем обороте розничной торговли с каждым годом неуклонно растет: с 56,9% в 2001 году до 88,5% - в 2008 году. Доля рыночной торговли, соответственно, сокращается.
Анализ структуры предприятий стационарной торговой сети показал увеличение числа предприятий розничной торговли на 1665 единицы (в 2008 году по сравнению с 2001 годом), или на 47,8%. Сократилось число магазинов, расположенных в жилой зоне Центрального и Ленинского районов, реализующих продовольственную группу товаров, в связи с их низкой рентабельностью. Большинство помещений магазинов было выкуплено или арендовано под более прибыльные игорные и развлекательные заведения.
Однако, несмотря на сокращение числа торговых предприятий, реализующих продовольственную группу товаров, размер их торговых площадей в целом по городу не только не сократился, но даже несколько увеличился. Это произошло за счет открытия крупных магазинов торговых сетей, имеющих большие торговые площади. Закрывались, в основном, мелкие торговые предприятия.
На конец 2008 года в Воронеже действовало более двадцати крупных торговых центров ("Московский проспект", "Пассаж "Солнечный рай", "Россия", "Метро", "Магнит", "Аксиома", "Армада", "Юго-Запад", "Поиск" и другие), около семидесяти торговых сетей ("Перекресток", "Пятерочка", "Центрторг", "Копейка", "Семь дней", "Легкий шаг", "Эколас", "Терволина", "Альбинос", "Эльдорадо", "Фенко", "Шанс", "Техносила", "Спортмастер" и другие).
Развитие розничной торговой сети сопровождается модернизацией предприятий, применением прогрессивных форм организации торгового процесса, повышением внимания к современному оформлению торговых помещений и организации удобных подъездных путей.
В целях удовлетворения потребностей всех слоев населения, улучшения обеспечения горожан сельскохозяйственной продукцией в системе товародвижения городского округа на конец 2008 года функционировали 40 постоянных (официально зарегистрированных) рынков на 14,3 тысячи торговых мест.
Ведется работа по ликвидации несанкционированной торговли продовольственными и промышленными товарами на улицах города.
Проблемными вопросами организации торговли в городском округе являются:
- низкий уровень культуры общения, недостаточная квалификация работников торговли;
- недостаточное число социальных магазинов (продовольственных), рассчитанных на малообеспеченные слои населения;
- низкая обеспеченность объектами торговли удаленных от центра жилых микрорайонов (Железнодорожный, Левобережный районы, бывшие села и поселки, вошедшие в состав городского округа).
Оборот общественного питания по городскому округу город Воронеж увеличился с 587,7 млн. рублей в 2001 году до 3753,4 млн. рублей - в 2008 году.
За последние 7 лет количество предприятий общественного питания выросло с 548 в 2001 году до 667 объектов в 2008 году (на 21,7%). Число посадочных мест росло немного быстрее - с 38129 в 2001 году до 47636 посадочных мест в 2008 году (на 24,9%).
Самым массовым и демократичным сегментом рынка общественного питания является "быстрое питание" (около 70% всего оборота общественного питания в городском округе), представленное "McDonalds", "Русский аппетит", "Робин Сдобин", "Время есть", "Вермишель", "Итальянский дворик" и другими.
На долю ресторанов приходится незначительная доля оборота общественного питания - не более 5%.
Заметным сегментом рынка становится оборот общественного питания объектов, расположенных в развлекательных, спортивных и торговых центрах.
По-прежнему в городском округе наблюдается недостаток специализированных предприятий общественного питания - диетических столовых, пельменных, пончиковых, пирожковых. Ресторанов и кафе традиционной русской кухни значительно меньше, чем японских, итальянских, кавказских.
Острой проблемой остается подбор квалифицированного персонала. Заведения вынуждены сами организовывать обучение, но всегда сохраняется опасность, что обученные кадры перейдут к конкурентам.
В перспективе необходимо уделить внимание улучшению качества предоставляемых товаров (продуктов питания, готовых блюд и сопутствующих товаров), соблюдению санитарно-эпидемиологических норм, уровню подготовки работников предприятий общественного питания, а также сохранению доступного уровня цен.