Основные показатели системы общего образования городского округа город Воронеж за 2001 - 2008 годы
Наименование показателя | 2001 | 2006 | 2007 | 2008 |
Общеобразовательные учреждения, единиц | 140 | 143 | 141 | 140 |
Число муниципальных дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года), единиц | 129 | 133 | 131 | 130 |
Численность учащихся общеобразовательных учреждений, всего | 113 459 | 82 705 | 79 850 | 78 389 |
Численность учащихся муниципальных дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года), человек | 110 389 | 80 397 | 77 913 | 76 202 |
В развитии общего образования городского округа город Воронеж ключевую роль играют проблемы повышения его качества и доступности. За последние годы отмечается тенденция увеличения количества успевающих на "4" и "5". Так, качество успеваемости учащихся общеобразовательных учреждений в 2008/2009 учебном году составило 45,1%, т.е. 33785 учащихся закончили учебный год на "4" и "5". По сравнению с 2006/2007 учебным годом процент качества успеваемости обучающихся вырос на 4,1% и сохранился на уровне 2007/2008 учебного года. Традиционно высокой остается доля выпускников, получивших золотые и серебряные медали, в общем количестве выпускников на фоне общего уменьшения учащихся общеобразовательных учреждений. Так, если соотношение золотых и серебряных медалистов в 2006/2007 учебном году составило 133 к 294, то в 2008/2009 учебном году - 107 к 180. Однако в 2008 - 2009 учебном году число обучающихся, оставленных на повторное обучение, увеличилось до 222 человек, или 0,3% от общего количества учеников, причем 62 (0,8%) из них - это выпускники основной школы, которые не были допущены к государственной (итоговой) аттестации или не выдержали аттестацию в условиях независимого оценивания.
Несмотря на ряд позитивных изменений, происходящих в сфере образования городского округа город Воронеж за последние несколько лет в результате реализации приоритетного национального проекта "Образование", комплексной программы модернизации образования, в муниципальной системе образования сохраняются серьезные проблемы. Среди них необходимо выделить следующие: устаревшая учебно-лабораторная база, компьютерное оборудование, спортивное оборудование в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования, недостаток учебной литературы. Медицинские кабинеты и пищеблоки общеобразовательных учреждений также оснащены устаревшим оборудованием. Число школ в ветхом и аварийном состоянии за последние 8 лет увеличилось с 5 до 21. Значительно увеличилось число школ, расположенных в зданиях, требующих капитального ремонта - с 47 (в 2001 году) до 113 (в 2008 году).
Требуется строительство 5 общеобразовательных учреждений, что позволит повысить уровень доступности получения общего образования и значительно улучшить условия образовательного процесса.
В соответствии с предписаниями Госпожнадзора требуются большие финансовые затраты для проведения обследований зданий соответствующими организациями, подготовки проектно-сметной документации, замене легкосгораемых материалов на путях эвакуации, устройству дополнительных выходов из подвалов и др.
Еще одной проблемой отрасли является отсутствие системы органов государственно-общественного и коллегиального способа управления образовательным учреждением, а также эффективных механизмов общественного участия в управлении образованием.
Одним из основных направлений работы администрации городского округа является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формирование у них здорового образа жизни. Эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений зависит от организации их максимальной занятости в творческих объединениях различной направленности. Сегодня 73,5% учащихся посещают творческие объединения, работающие на базе как общеобразовательных учреждений, так и учреждений дополнительного образования детей.
На конец 2008 года в Воронеже насчитывалось 173 дошкольных образовательных учреждения (в 2001 году - 179 единиц), в которых воспитывалось 29905 детей (в 2001 году - 25257 детей). При этом число мест в дошкольных учреждениях сократилось на 872 единицы (в 2001 году - 24717 единиц).
Основные показатели системы детского дошкольного образования городского округа за 2001 - 2008 годы приведены в таблице 1.3.