Основные показатели работы пассажирского транспорта городского округа город Воронеж за 2001 - 2008 годы
Наименование показателя | 2001 | 2006 | 2007 | 2008 |
Протяженность маршрутной сети - всего, км | 3 346 | 3 297 | 3 099 | 3 822 |
в том числе: | ||||
троллейбусов | 347 | 77 | 77 | 41 |
трамваев | 467 | 124 | 62 | 78 |
автобусов "Народный маршрут" | - | 193 | 193 | 193 |
автобусов (включая привлеченный транспорт) | 2 532 | 2 903 | 2 767 | 3 510 |
Количество маршрутов - всего | 208 | 189 | 182 | 191 |
в том числе: | ||||
троллейбусов | 17 | 3 | 3 | 3 |
трамваев | 18 | 4 | 3 | 7 |
автобусов "Народный маршрут" | - | 16 | 16 | 16 |
автобусов (включая привлеченный транспорт) | 173 | 166 | 160 | 165 |
Количество выпускаемого подвижного состава - всего, единиц | 1 352 | 1 682 | 1 672 | 1 455 |
в том числе: | ||||
троллейбусов | 123 | 34 | 34 | 24 |
трамваев | 138 | 29 | 29 | 33 |
автобусов "Народный маршрут" | - | 51 | 53 | 46 |
автобусов (включая привлеченный транспорт) | 1 091 | 1 568 | 1 556 | 1 352 |
Перевезено пассажиров - всего, тыс. пассажиров <*> | 860 300 | 265 474 | 263 091 | 257 175 |
в том числе: | ||||
автобусами (включая привлеченный транспорт) | 351 200 | 259 429 | 258 467 | 252 581 |
троллейбусами | 254 200 | 3 168 | 2 622 | 3 063 |
трамваями | 254 900 | 2 877 | 2 002 | 1 531 |
________________
* С 2004 года изменился порядок составления государственной статистической отчетности.
К 2008 году обеспеченность подвижным составом города Воронежа в 100-местном исчислении составила 48%, что является одним из показателей критического уровня пассажирского обслуживания. При нормативной потребности подвижного состава пассажирского транспорта в 100-местном исчислении 1287 единиц, фактическое наличие приведенное к 100-местному составило 622 единицы.
Состояние муниципального пассажирского транспорта городского округа город Воронежа до последнего времени только ухудшалось. Многолетнее отсутствие обновления и приобретения подвижного состава привели к его сокращению. Шел процесс активного физического и морального старения парка, технической оснащенности предприятий, оборудования и инфраструктуры. С 15 апреля 2009 года в городе прекращено трамвайное движение. До 2009 годы весь троллейбусный парк имел полный износ. 170 ед. опор находятся в аварийном состоянии. Также требуют замены подземные кабели. Кроме того, подлежат ремонту 28 тяговых подстанций.
В связи с проведением процедуры банкротства МУП ПО "Воронежгорэлектротранс" по решению Арбитражного суда Воронежской области конкурсным управляющим осуществлена продажа трамвайных и троллейбусных депо, энергоподстанций, отдельных разворотных колец и т.д. Остальное имущество также находится в конкурсной массе.
Вследствие сокращения количества подвижного состава муниципального транспорта снижены все показатели его работы, характеризующие объемы перевозки пассажиров (рейсы, пробег, доходы). В результате муниципальный транспорт не может конкурировать с частным. В настоящее время удельный вес муниципального транспорта в общем выпуске транспорта на линию составляет 5,9%.
Производственные мощности используются на 25 - 30%. Неэффективное использование производственных мощностей, в свою очередь, увеличивает себестоимость перевозок. Поддержание в работоспособном состоянии изношенных транспортных средств требует повышенных материальных затрат, ухудшает экологическую обстановку и снижает безопасность дорожного движения.
Обслуживание социально значимых маршрутов, часто являющихся коммерчески непривлекательными, выполняется практически только муниципальными предприятиями и сведено к критическому минимуму. При этом из-за дефицита бюджетных средств финансирование муниципального транспорта многие годы осуществляется по остаточному принципу. Перевозка пассажиров осуществляется по регулируемым тарифам, не обеспечивающим возмещение затрат. Бюджетное финансирование составляет 30 - 40% от потребности и ежегодно снижается.
Для обеспечения транспортного обслуживания населения администрация вынуждена привлекать частных перевозчиков. На рынке транспортных услуг преимущественное положение занимает частный транспорт 90%. Основу парка частных перевозчиков составляют автобусы особо малой и малой вместимости типа ПАЗ и ГАЗель. Их удельный вес составляет 85%. Небольшая вместимость данных автобусов не позволяет обеспечивать в полном объеме перевозку пассажиров в часы пик. Парк частных автобусов большой и малой вместимости также имеет значительный износ. Так, из общего числа автобусов большой вместимости 65% составляют автобусы выпуска до 2000 года, из числа автобусов ПАЗ - 42% со сроком эксплуатации свыше 5 лет. Большинство перевозчиков не имеют ни своего подвижного состава, ни производственных баз, а используют наемный транспорт и арендуют территории.
Монопольное положение частных перевозчиков на рынке транспортных услуг, его коммерческий интерес приводит к отсутствию стабильности в транспортном обслуживании населения, сложности решения социально значимых задач городских пассажирских перевозок и управляемости перевозочным процессом.
Кроме того, имеются проблемы и в организации городских пассажирских перевозок в городском округе. Так, при расширении границ городского округа, росте численности населения, которые потребовали улучшения транспортного обслуживания (открытие новых маршрутов, увеличение количества единиц транспорта), не рассматривались вопросы организации новых конечных остановок для рассредоточения транспорта, оборудования и благоустройства конечных, разворотных площадок. В результате конечные остановки городского пассажирского транспорта и разворотные площадки из-за перегруженности не отвечают установленным требованиям, что, в свою очередь, отрицательно влияет на организацию перевозочного процесса, создание условий труда для водителей, на санитарное состояние указанных территорий. При жилой застройке часто не соблюдается разрыв от жилых застроек до отстойно-разворотных площадок. К наиболее перегруженным и не отвечающим требованиям относятся конечные остановки "Перхоровича", "Завод ГОО", "Юго-Западный рынок" и Северного жилого района. Особенно несоответствие параметров конечных разворотных площадок отрицательно отражается на организации городских пассажирских перевозок автобусами большой вместимости. Кроме того, землеотводы большинства конечных остановок не закреплены правовыми актами.
В настоящее время сложилась практика строительства жилых микрорайонов без обеспечения их дорожными условиями, необходимыми для организации движения городского пассажирского транспорта. Такими примерами могут служить микрорайон "Лесная поляна", жилой район "Дубрава", район жилых домов около завода "Процессор" и район "Нефтебаза". Такие микрорайоны не имеют доступа к городскому пассажирскому транспорту, а для организации маршрутного движения отсутствуют автодороги, отвечающие требованиям безопасной перевозки, остановочные пункты, разворотные площадки, пешеходные дорожки, освещение и т.д. В результате жители указанных микрорайонов испытывают трудности в передвижении, что вызывает справедливые нарекания.
Исторически сложившаяся планировка городского округа не имеет параллельных транспортных магистралей. Улицы, идущие параллельно проспекту Революции и Московскому проспекту, существенно ограничивают их использование для организации городских пассажирских перевозок из-за малой пропускной способности. Кроме того, в центре городского округа находится большое количество административных, образовательных, культурных учреждений, к которым стекаются пассажирские потоки. Именно поэтому основная часть маршрутов городского пассажирского транспорта проходит через центр городского округа. При ежегодном увеличении количества транспортных средств улично-дорожная сеть не имеет должного развития, сокращается пропускная способность улиц и магистралей. Это приводит к заторовым явлениям на дорогах, к росту несанкционированных притротуарных парковок, а также парковок в местах расположения остановочных пунктов. Все это значительно усложняет движение городского пассажирского транспорта, приводит к созданию очагов аварийности.
Очагами аварийности являются целый ряд остановок общественного транспорта, месторасположение и оборудование которых не соответствует нормативным требованиям. В настоящее время 583 остановки требуют переоборудования или переноса, что составляет 54% от общего их количества. Оборудование остановок находится на низком уровне, в т.ч. информационными знаками, которые не соответствуют требованиям ГОСТа или отсутствуют совсем.
Совершенствование организации городских пассажирских перевозок необходимо решать в комплексе с развитием дорожной сети, транспортной инфраструктуры, упорядочением стоянок и парковок автомобилей.
Кроме того, загруженность улично-дорожной сети, снижение доли экологически чистого транспорта и увеличение доли технических средств со значительным износом приводит к повышенным выбросам вредных веществ в воздушное пространство городского округа. Сегодня городской округ город Воронеж включен в список городов Российской Федерации 4-й категории экологического состояния.
Увеличение количества городского пассажирского транспорта требует развития и модернизации диспетчерской службы для оперативного решения вопросов, связанных с управлением движением, контролем за соблюдением расписаний. В настоящее время учет и контроль за работой пассажирского транспорта диспетчерский персонал производит путем отметок вручную в путевых листах и диспетчерских ведомостях. Назрела необходимость внедрения современной системы информационного и программного обеспечения организации и контроля пассажирских перевозок, что позволит более полно координировать работу всех видов транспорта и усилить контроль за выполнением перевозчиками договорных обязательств.
Решением Воронежской городской Думы от 24.12.2008 N 438-II была утверждена муниципальная целевая программа "Развитие городского пассажирского транспорта городского округа г. Воронеж на 2009 - 2013 годы". В рамках ее реализации приобретено 13 автобусов ЛиАЗ и 22 троллейбуса, произведена реконструкция и введено в эксплуатацию троллейбусное депо по ул. Космонавтов, приобретена 1 единица автовышки для обслуживания контактной сети, восстановлено электроснабжение по проспекту Революции, ул. Кольцовской до ж/д вокзала Воронеж-1. Проведенные мероприятия обеспечивают размещение, эксплуатацию и обслуживание на территории депо до 100 ед. троллейбусов, позволили открыть новый троллейбусный маршрут N 7а "ул. В. Невского - ВГУ" и возобновить работу маршрутов NN 3, 1.
Кроме того, в 2009 году в рамках федеральной программы обновления парка автомобильной техники приобретено 23 ед. троллейбусов и 18 ед. автобусов ЛиАЗ.