Рассматривая патриотическое воспитание как составляющую общевоспитательной системы, Концепция основывается как на общих принципах воспитания, к которым относятся принцип научности, преемственности и демократизма, так и учитывает специфические особенности, из которых необходимо выделить следующие:
принцип сочетания государственных и негосударственных начал:
предполагает участие в патриотическом воспитании как государственных и муниципальных структур, так и учреждений, общественно-государственных, общественных, коммерческих и некоммерческих организаций;
принцип системности:
предполагает скоординированную, целенаправленную деятельность всех субъектов патриотического воспитания. Патриотическое воспитание рассматривается как система и носит непрерывный характер;
принцип адресного подхода:
основывается на использовании различных направлений, форм и методов патриотической работы с учетом возрастной, социальной, профессиональной, национальной, конфессиональной и других особенностей жителей Воронежа. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как физическое здоровье, семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, трудовой коллектив;
принцип сохранения исторического и культурного наследия:
основывается на уважении к русскому языку и другим языкам народов России, к культурным, нравственным ценностям, которые способствуют сохранению духовного единства населения Воронежа;
культурологический принцип:
означает пропаганду духовных, исторических, культурных ценностей городского округа город Воронеж. Характеризуется любовью к городу, к своей улице, дому, учебному заведению, месту работы, спортивной команде, творческому коллективу и так далее;
принцип формирования "лидеров мнений":
заключается в пропаганде лидеров, достойных уважения и подражания.