Действующий

Об утверждении концепции патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж



Анализ ситуации и актуальность проблемы


Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для многих поколений, частично утратили актуальность, а новые находятся в процессе формирования.

Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, в стране наблюдается острый дефицит ценностного содержания патриотизма, идей гражданской солидарности.

Исследования, проводимые среди молодежи, свидетельствуют о серьезных противоречиях в понимании сути патриотизма, что делает патриотическое воспитание одним из самых сложных направлений деятельности.

По результатам опроса общественного мнения российской молодежи в возрасте от 18 лет и старше, к патриотам относят себя 84,1% граждан. При этом, говоря о патриотизме, граждане имеют в виду: "любовь к Родине", "преданность своей стране" (70,5%), "уважение к истории страны и памяти прошлых поколений" (58,1%), "любовь к родной природе" (33%), "бережное отношение к культуре своего народа" (32,8%).

Мониторинг российской молодежи, проведенный психолого-социальным институтом в 2008 - 2010 годах показал, что существующая размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций общества в значительной степени видоизменяет процесс становления личности. Результаты исследований показали, что для полноценной жизни молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, необходим прежде всего материальный достаток, постоянно быть в компаниях и участвовать в развлечениях. "Чувствовать себя нужным своей стране и обществу" не является приоритетом (ценностью) для значительного числа молодежи. 39,1% из числа опрошенной молодежи ответили, что им не присуще чувство долга. 20,2% из числа опрошенных молодых людей до 30 лет хотели бы уехать жить за пределы страны.

Данные тенденции прослеживаются на фоне снижения у молодых людей уровня образования и интереса к истории своего города, к истории страны в целом. В настоящий момент в учебной литературе (а также в кинофильмах) есть примеры исключения или фальсификации важнейших исторических событий, великих научных свершений, достижений и воинских побед предшествующих поколений, вклада разных народов в развитие общероссийской культуры. Отсутствие общепризнанных, положительных, героических примеров, которыми должно гордиться подрастающее поколение, не способствует созданию системы убеждений в том, что быть патриотом своей страны является жизненно необходимым. Сегодня перед государством и перед обществом стоят задачи, требующие современных подходов к патриотическому воспитанию. За последнее десятилетие сделано немало для того, чтобы преодолеть последствия антипатриотических тенденций, преобладавших в 90-е годы.

С 2001 года шла активная реализация государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", на основе которой были разработаны и реализованы областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области, на 2007 - 2010 годы" и долгосрочная муниципальная целевая программа "Патриотическое воспитание детей и молодежи городского округа город Воронеж (2010 - 2014 годы)".

Главные позитивные результаты этой работы заключаются в том, что в городе удалось "переломить" общественное сознание молодых людей и вернуть былое уважение и заботу ветеранам Великой Отечественной войны. Изменилось отношение к людям старшего поколения, к их заслугам перед страной и городом. В городе сложилась система работы с военно-патриотическими клубами. Сегодня в Воронеже действует 15 таких объединений, в которых постоянно занимаются более 800 юношей допризывного возраста, клубы созданы и работают в каждом районе городского округа. 16 февраля 2008 года Президентом России был подписан Указ "О присвоении г. Воронежу почетного звания Российской Федерации "Город воинской славы", в связи с чем активно и масштабно готовятся и проводятся общегородские патриотические мероприятия, связанные с памятными датами российской истории. К работе по патриотическому воспитанию активно подключились детские, молодежные общественные объединения, трудовые коллективы, работающая молодежь, профсоюзы, учреждения высшего профессионального образования.

Однако, несмотря на проводимую работу, целый ряд проблем в области патриотического воспитания требует своего решения.

Анализ проводимой деятельности по патриотическому воспитанию показал разобщенность концептуальных подходов, отсутствие единой системы координирования, консолидирующей усилия всех участников, осуществляющих деятельность в области патриотического воспитания, что приводит к довольно низкой ее эффективности.

Эффективность патриотического воспитания зависит не только и не столько от количества проводимых мероприятий, а от формирования единой системы, единого подхода в области патриотического воспитания молодежи города Воронежа, от координации деятельности различных институтов общества и государства в этом направлении.

Сегодня патриотическое воспитание - это не какая-то единичная политическая, идеологическая акция, а сложнейшая государственная задача, решение которой предусматривает всеобъемлющую деятельность на постоянной основе. Конечная цель данной деятельности - формирование личности гражданина Российской Федерации, защитника Отечества, патриота.

На решение актуальных задач в области патриотического воспитания направлена настоящая концепция патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж.