АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 6 декабря 2012 года N 1042



Об утверждении концепции патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж



В целях совершенствования системы патриотического воспитания детей и молодежи в городском округе город Воронеж, повышения эффективности от реализации мероприятий в сфере патриотического воспитания администрация городского округа город Воронеж постановляет:

1. Утвердить концепцию патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж (прилагается).

2. Управлению информации администрации городского округа город Воронеж опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальной политике Савицкую Н.П.

Глава городского
округа город Воронеж
С.М.КОЛИУХ


Утверждена
постановлением
администрации городского
округа город Воронеж
от 06.12.2012 N 1042


КОНЦЕПЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ



Анализ ситуации и актуальность проблемы


Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для многих поколений, частично утратили актуальность, а новые находятся в процессе формирования.

Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, в стране наблюдается острый дефицит ценностного содержания патриотизма, идей гражданской солидарности.

Исследования, проводимые среди молодежи, свидетельствуют о серьезных противоречиях в понимании сути патриотизма, что делает патриотическое воспитание одним из самых сложных направлений деятельности.

По результатам опроса общественного мнения российской молодежи в возрасте от 18 лет и старше, к патриотам относят себя 84,1% граждан. При этом, говоря о патриотизме, граждане имеют в виду: "любовь к Родине", "преданность своей стране" (70,5%), "уважение к истории страны и памяти прошлых поколений" (58,1%), "любовь к родной природе" (33%), "бережное отношение к культуре своего народа" (32,8%).

Мониторинг российской молодежи, проведенный психолого-социальным институтом в 2008 - 2010 годах показал, что существующая размытость нравственных ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций общества в значительной степени видоизменяет процесс становления личности. Результаты исследований показали, что для полноценной жизни молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, необходим прежде всего материальный достаток, постоянно быть в компаниях и участвовать в развлечениях. "Чувствовать себя нужным своей стране и обществу" не является приоритетом (ценностью) для значительного числа молодежи. 39,1% из числа опрошенной молодежи ответили, что им не присуще чувство долга. 20,2% из числа опрошенных молодых людей до 30 лет хотели бы уехать жить за пределы страны.

Данные тенденции прослеживаются на фоне снижения у молодых людей уровня образования и интереса к истории своего города, к истории страны в целом. В настоящий момент в учебной литературе (а также в кинофильмах) есть примеры исключения или фальсификации важнейших исторических событий, великих научных свершений, достижений и воинских побед предшествующих поколений, вклада разных народов в развитие общероссийской культуры. Отсутствие общепризнанных, положительных, героических примеров, которыми должно гордиться подрастающее поколение, не способствует созданию системы убеждений в том, что быть патриотом своей страны является жизненно необходимым. Сегодня перед государством и перед обществом стоят задачи, требующие современных подходов к патриотическому воспитанию. За последнее десятилетие сделано немало для того, чтобы преодолеть последствия антипатриотических тенденций, преобладавших в 90-е годы.

С 2001 года шла активная реализация государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", на основе которой были разработаны и реализованы областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Воронежской области, на 2007 - 2010 годы" и долгосрочная муниципальная целевая программа "Патриотическое воспитание детей и молодежи городского округа город Воронеж (2010 - 2014 годы)".

Главные позитивные результаты этой работы заключаются в том, что в городе удалось "переломить" общественное сознание молодых людей и вернуть былое уважение и заботу ветеранам Великой Отечественной войны. Изменилось отношение к людям старшего поколения, к их заслугам перед страной и городом. В городе сложилась система работы с военно-патриотическими клубами. Сегодня в Воронеже действует 15 таких объединений, в которых постоянно занимаются более 800 юношей допризывного возраста, клубы созданы и работают в каждом районе городского округа. 16 февраля 2008 года Президентом России был подписан Указ "О присвоении г. Воронежу почетного звания Российской Федерации "Город воинской славы", в связи с чем активно и масштабно готовятся и проводятся общегородские патриотические мероприятия, связанные с памятными датами российской истории. К работе по патриотическому воспитанию активно подключились детские, молодежные общественные объединения, трудовые коллективы, работающая молодежь, профсоюзы, учреждения высшего профессионального образования.

Однако, несмотря на проводимую работу, целый ряд проблем в области патриотического воспитания требует своего решения.

Анализ проводимой деятельности по патриотическому воспитанию показал разобщенность концептуальных подходов, отсутствие единой системы координирования, консолидирующей усилия всех участников, осуществляющих деятельность в области патриотического воспитания, что приводит к довольно низкой ее эффективности.

Эффективность патриотического воспитания зависит не только и не столько от количества проводимых мероприятий, а от формирования единой системы, единого подхода в области патриотического воспитания молодежи города Воронежа, от координации деятельности различных институтов общества и государства в этом направлении.

Сегодня патриотическое воспитание - это не какая-то единичная политическая, идеологическая акция, а сложнейшая государственная задача, решение которой предусматривает всеобъемлющую деятельность на постоянной основе. Конечная цель данной деятельности - формирование личности гражданина Российской Федерации, защитника Отечества, патриота.

На решение актуальных задач в области патриотического воспитания направлена настоящая концепция патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж.

I. Общие положения


Концепция патриотического воспитания детей и молодежи городского округа город Воронеж (далее - Концепция) является документом, в котором определены основной подход к решению проблем патриотического воспитания, его приоритеты, изложены теоретические основы, принципы, условия обеспечения эффективной реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи городского округа город Воронеж в современных условиях.

Концепция является базовым документом по созданию системы патриотического воспитания в городском округе город Воронеж при организации работы с детьми и молодежью в области патриотического воспитания органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, общественно-государственных, общественных и иных негосударственных некоммерческих и коммерческих организаций.

Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ N 537 от 12.05.2009), концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, законодательные и иные правовые акты Воронежской области, городского округа город Воронеж.

Объектами патриотического воспитания выступают физические лица - молодые граждане Российской Федерации в возрасте от 7 до 30 лет, вне зависимости от социального положения, вероисповедания и этнической принадлежности, проживающие на территории городского округа город Воронеж.

Субъектами патриотического воспитания выступают органы государственной власти, государственные организации и учреждения различных систем и ведомств (образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты и др.), органы местного самоуправления, муниципальные учреждения, научные, научно-исследовательские учреждения, организационно-методические центры, осуществляющие научные исследования и вырабатывающие рекомендации в области патриотического воспитания, общественно-государственные, общественные и иные негосударственные некоммерческие организации, правоохранительные органы, учреждения силовых ведомств, средства массовой информации, предприятия городского округа, корпоративные объединения и иные коммерческие структуры, трудовые коллективы, институт семьи.

Патриотическое воспитание связано с развитием доверительного отношения к людям в городском сообществе, утверждением исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей, моральных норм, формированием общепризнанных, духовно-нравственных символов, повышением уровня доверия к органам власти, силовым ведомствам.

Патриотическое воспитание предусматривает системность и согласованность усилий всех субъектов этого процесса, межотраслевую и межведомственную координацию и взаимодействие, существенное расширение использования интерактивных форм работы, потенциала СМИ, сети Интернет и других информационных ресурсов.

При разработке структурными подразделениями администрации городского округа город Воронеж муниципальных целевых программ, комплексов мероприятий необходимо учитывать положения Концепции.

II. Основные понятия


Патриотическое воспитание - составная часть общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций (государственных, муниципальных, общественно-государственных, негосударственных некоммерческих, коммерческих и иных организаций), частных лиц, направленную на развитие системы ценностей и мотиваций, формирующую у граждан патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, малой родине, готовности к труду на благо Отечества, к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины и соответствующий им тип поведения.

Система патриотического воспитания - совокупность деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных, общественно-государственных, общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, коммерческих структур, иных организаций, включающая нормативную правовую базу их деятельности на всех уровнях, а также комплекс форм, методов и средств формирования у граждан патриотического сознания.

Патриот - гражданин с жизненной установкой, в основе которой - любовь к Родине и чувство сопричастности к ее судьбе, уважение к истории, культуре и традициям ее народов, признание приоритета национальных интересов перед личными и корпоративными и готовность к их защите, участвующий в позитивно-созидательной деятельности на благо Отечества.

Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Военно-патриотическое воспитание - система мер, направленная на утверждение в сознании гражданина значимости выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, воспитание уважения к боевому прошлому и настоящему России, к гражданину, выполняющему воинский долг.

Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом, разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

Гражданское воспитание - воспитание гражданской и правовой культуры, формирование четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями.

Духовно-нравственное воспитание - усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих духовное богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.

Историко-краеведческое воспитание - формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края.

III. Цели и задачи Концепции


Цель Концепции - определение приоритетов, задач, принципов, основных направлений и подходов в области патриотического воспитания детей и молодежи города Воронежа, способствующих формированию и развитию личности, обладающей качествами гражданина - патриота России, ассоциирующего свою жизнь, свои достижения и успехи, благополучие и развитие с развитием и процветанием российского государства и общества.

Концепция нацелена также на расширение и укрепление комплексной системы патриотического воспитания через координацию деятельности государственных и общественных институтов.

Для достижения указанных целей Концепция направлена на решение следующих задач:

- обеспечивать эффективную координацию и взаимодействие различных институтов государства и общества в области патриотического воспитания детей и молодежи городского округа;

- консолидировать организационные, интеллектуальные, профессиональные, творческие ресурсы участников системы патриотического воспитания для формирования у детей и молодежи города Воронежа чувства патриотизма, гражданской идентичности, органично сочетающей патриотическое, гражданское и этническое самосознание молодых людей, ценностное отношение к государству, обществу, окружающему природному и социокультурному пространству, к духовным ценностям;

- приобщать молодых людей городского округа к городским традициям, к знанию и уважению истории городского округа, героев его прошлого и настоящего, к исторически сложившейся многонациональности и многоконфессиональности городского сообщества, к способности жить и работать в условиях особенностей города - города воинской славы, столицы Черноземья, политического, научного, культурного и делового центра, символа интеграционных процессов;

- воспитывать любовь и уважение к русскому языку как основе национальной идентификации российского общества;

- формировать у молодых людей городского округа сознание неотделимости и взаимозависимости личных успехов от успехов страны;

- воспитывать уважение к символам Российской Федерации и городского округа город Воронеж, к Конституции РФ, Уставу городского округа город Воронеж, законам Российской Федерации, нормам коллективной и общественной жизни;

- воспитывать уважение к Вооруженным Силам Российской Федерации и к защитникам Отечества, способствовать формированию морально-психологической и физической готовности к выполнению конституционной обязанности по защите Родины;

- развивать социальную ответственность как важнейшую характеристику личности, проявляющуюся в заботе о благополучии своей страны, своего города, района, своей семьи;

- совершенствовать существующие и вырабатывать новые формы государственной поддержки деятельности общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций, реализующих социально значимые программы в сфере патриотического воспитания, благотворительности, просветительства;

- воспитывать отношение к труду как важнейшей ценности в жизни человека, развивать потребность в труде на благо общества, государства, во имя Отечества, формировать положительный имидж "человека труда", возрождать традиции трудовых династий, института наставничества;

- формировать и развивать потребность в здоровом образе жизни, в регулярных занятиях спортом и физической культурой;

- формировать способность заботиться о близких людях, о детях, о старшем поколении, поддерживать благоприятный климат в своем окружении, строить свою жизнь на принципах уважения и добрососедства в многонациональной, многоконфессиональной среде, способствовать интеграции в социум людей с ограниченными возможностями здоровья;

- формировать в сознании жителей городского округа положительный образ российского государства, органов государственной власти местного самоуправления посредством реализации комплекса мер, направленных на повышение уровня жизни молодых людей.

IV. Основные принципы реализации Концепции


Рассматривая патриотическое воспитание как составляющую общевоспитательной системы, Концепция основывается как на общих принципах воспитания, к которым относятся принцип научности, преемственности и демократизма, так и учитывает специфические особенности, из которых необходимо выделить следующие:

принцип сочетания государственных и негосударственных начал:

предполагает участие в патриотическом воспитании как государственных и муниципальных структур, так и учреждений, общественно-государственных, общественных, коммерческих и некоммерческих организаций;

принцип системности:

предполагает скоординированную, целенаправленную деятельность всех субъектов патриотического воспитания. Патриотическое воспитание рассматривается как система и носит непрерывный характер;

принцип адресного подхода:

основывается на использовании различных направлений, форм и методов патриотической работы с учетом возрастной, социальной, профессиональной, национальной, конфессиональной и других особенностей жителей Воронежа. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как физическое здоровье, семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, трудовой коллектив;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»