Действующий

О назначении публичных слушаний по проекту Стратегического плана социально-экономического развития городского округа город Воронеж на период до 2020 года

Основные угрозы развитию городского округа город Воронеж


1. Финансовая интервенция. В этом направлении действуют преимущественно две группы субъектов. Первая представлена банковскими структурами российского и межрегионального уровней. Механизм финансовой интервенции предполагает аккумуляцию сбережений населения и средств предприятий на расчетных счетах и их размещение на финансовых рынках других регионов, прежде всего Москвы. Вторая группа субъектов представлена собственниками предприятий пищевой, химической и нефтехимической промышленности, использующих различные финансовые схемы ("толлинг", включение в систему расчетов за готовую продукцию неликвидных векселей и др.).

2. Межрегиональная конкуренция. Ее объектами выступают: во-первых, наиболее мобильная и высококвалифицированная часть трудовых ресурсов городского округа; во-вторых, традиционная продукция воронежских предприятий, имеющая продукты-аналоги и продукты-заменители широкой номенклатуры, производимые в других регионах страны и за рубежом (мясо-молочная продукция, мебель, одежда).

3. Внутрирегиональная конкуренция. Она связана, прежде всего, с формированием и развитием в районах области сети предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. В перспективе высоко вероятен процесс смещения значительной части малого бизнеса, занятого производственной деятельностью, в районы области. Его объективной основой являются: относительная дешевизна и значительный резерв неиспользуемых земельных ресурсов, наличие незанятых и маломобильных трудовых ресурсов.

4. Дефицит рабочих кадров, как следствие, во-первых, заметного сжатия системы начального и среднего профессионального образования, во-вторых, слабой мотивации работников, занятых на традиционных производствах. Уже в настоящее время в производственной сфере ощущается недостаток рабочих по достаточно широкому спектру профессий. Ситуация усугубляется старением кадров: уходящих на пенсию квалифицированных специалистов во многих случаях некем заменить. Это свидетельствует о том, что существующая система подготовки кадров не справляется с удовлетворением потребностей экономики.

5. Ожидаемое обострение конкуренции с западными фирмами на традиционных для воронежских предприятий товарных рынках в связи с ожидаемым вступлением России в ВТО.

6. Обострение конкуренции на национальном рынке образовательных услуг, вызванное более активной рыночной трансформацией систем высшего образования в ряде регионов страны (Москва, Ростовская, Нижегородская, Самарская области и др.). Следует учесть, что названные и ряд других регионов в реализуемых стратегиях социально-экономического развития отводят высшей школе ключевую роль в создании и развитии новой экономики, определяют экспорт образовательных услуг в качестве стратегического направления развития ее деятельности.

7. Сохранение угроз безопасности личности (возникающих в том числе на национально-расовой почве), высокий уровень криминогенности среды проживания иностранных граждан.

8. Отсутствие у иногородних, в том числе иностранных студентов, возможностей временного трудоустройства в период обучения, получения финансовой поддержки со стороны государства, местных органов власти.

9. Усиление централизации финансовых ресурсов. Данный процесс характерен как для Российской Федерации в целом, так и для Воронежской области, о чем свидетельствует нарастающая тенденция консолидации доходов в федеральном и областном бюджетах. Угрозой является устойчивое сокращение доли собственных доходов муниципального образования.

10. Криминальная и "серая" экономика. Существо угрозы состоит в том, что доходы теневого оборота не участвуют в формировании бюджета городского округа, а часть их конвертируется в СКВ и вывозится за пределы города. К тому же наемные работники, занятые в теневом бизнесе, лишены социальных гарантий, а их трудовые отношения с работодателями полностью выведены из сферы контроля государства и муниципалитета.

11. Сохранение нынешнего уровня централизации финансовых ресурсов на верхних уровнях бюджетной системы страны, тем более его повышение, будет означать относительное уменьшение доли собственных доходов бюджета муниципального образования.

12. Отсутствие достаточных внешних инвестиций (в т.ч. в рамках общественно-частного партнерства) для качественного обновления объектов, эксплуатируемых предприятиями ЖКХ, приведет к резкому возрастанию издержек, связанных с содержанием и текущим ремонтом водопроводных и тепловых сетей, очистных сооружений канализации и др.