Действующий

Об утверждении программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Воронеж на период 2010 - 2020 годов"

1.2.6. Характеристика сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов


В настоящее время в городском округе город Воронеж отсутствуют нормы образования отходов, утвержденные федеральными органами власти. Сопоставив нормы накопления отходов ряда городов Российской Федерации (Москва, Тверь, Брянск, Белгород, Иваново, Орел) с действовавшими ранее нормами в городском округе, можно сделать вывод о том, что они по большинству показателей значительно ниже аналогичных нормативов, действующих в других городах, и не учитывают специфику отдельных категорий природопользователей, что является определяющим в сфере обращения с ТБО.

В городском округе город Воронеж система сбора, вывоза и захоронения твердых бытовых отходов охватывает более 97% населения города и около 85% субъектов экономической деятельности.

Годовой объем образования ТБО на территории городского округа составляет около 2,5 млн. куб. м. На полигон ТБО городского округа город Воронеж, эксплуатируемый МКП "Производственное объединение по обращению с отходами" принято в 2006 году 2065,22 тыс. куб. м, в 2007 году - 2244,23 тыс. куб. м, в 2008 году - 2270,0 тыс. куб. м.

Остальные ТБО выводятся и размещаются на полигонах ЗАО "Воронеж-ТБО" и ООО "Поэтро-Полигон".

Морфологический состав твердых бытовых отходов, поступающих на полигон ТБО (по данным ЗАО "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова"): пищевые отходы - 30 - 40%; бумага, картон - 36 - 39%; стекло - 2 - 3%; текстиль - 3 - 5%; металл - 3 - 4%; дерево - 1 - 2%; кости - 1 - 2%; кожа, резина - 0,5 - 1%; камни, штукатурка - 0,5 - 1%; пластмасса - 4 - 5%; прочие - 1 - 2%.

Согласно Генеральному плану и данным департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Воронеж экологическая обстановка с 90-х годов прошлого столетия в городском округе характеризуется как напряженная и неудовлетворительная по большинству признаков и показателей. При этом состояние экологической обстановки имеет ярко выраженную тенденцию к ухудшению. Природно-ресурсный потенциал городских экосистем истощен и понятно, что без проектирования и реализации эффективных мер охраны, защиты и реабилитации по отношению практически ко всем компонентам окружающей среды экологическая ситуация опасно ухудшится. Мероприятия муниципальной целевой программы "Экологическая безопасность городского округа город Воронеж на 2007 - 2011 годы", утвержденной решением Воронежской городской Думы от 25.10.2006 N 218-II, не выполняются.

В настоящее время деятельность жилищно-коммунального хозяйства в области обращения с отходами сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.

Крупногабаритные отходы (КГО) не учтены в принятых по городскому округу нормах, хотя в пересчете (по данным ФГУП "Академия коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова") они составляют 0,19 куб. м на человека в год, что меньше фактического количества в 2 - 3 раза. К данному виду относятся отходы, по габаритам превышающие стандартные контейнеры вместимостью 0,75 куб. м.

Таким образом, первоочередной задачей является разработка новых норм образования (накопления) ТБО.

В городском округе город Воронеж продолжает сохраняться сложная ситуация с обезвреживанием твердых бытовых отходов - практически все отходы поступают на единственный городской полигон. Полигоны ЗАО "Воронеж-ТБО" и ООО "Поэтро-полигон" принимают пока незначительное количество ТБО.

Отсутствие генеральной схемы очистки городского округа от ТБО, предусмотренной СанПиН 42-128-4690-88, не дает возможности получения госсубсидии на строительство доступного жилья и модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимость разработки генеральной схемы санитарной очистки города обоснована также Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", Постановлением Госстроя России от 21.08.2003 N 152 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов". Ориентировочная стоимость разработки в соответствии с Постановлением Минстроя РФ N 18-56 от 07.06.1995 составит 5 млн. рублей.

При выборе технологии переработки необходимо учитывать следующие факторы:

Технико-экономические факторы:

- по приведенным затратам технология должна быть наиболее дешевой;

- максимальное использование ценных составляющих ТБО.

Экологические факторы:

- технология переработки ТБО должна быть экологически чистой;

- конечные продукты переработки (компост, зола, RDF и т.д.) не должны наносить вред окружающей среде.

Климатические и социальные факторы:

- наличие благоприятных климатических и социальных условий.

Для выбора наиболее оптимальной технологии переработки и утилизации ТБО в городском округе город Воронеж возможно рассматривать следующие технологии:

1. Складирование.

2. Компостирование.

3. Производство RDF + компостирование.

4. Компостирование + сжигание некомпостируемых фракций.

5. Сортировка + аэробное компостирование.

6. Сортировка + анаэробное компостирование.