Действующий

О муниципальной целевой программе "Сохранение и развитие культуры и искусства городского округа город Воронеж на 2007 - 2010 годы" (с изменениями на 10 июня 2009 года)



1. Обоснование необходимости разработки подпрограммы


Библиотечная сеть города включает в себя 49 муниципальных библиотек, из них:

- 48 филиалов объединены в централизованную библиотечную систему города Воронежа (центральная городская библиотека имени А. Платонова и центральная городская детская библиотека имени С.Я. Маршака, 4 библиотеки семейного чтения, 8 специализированных библиотечных центров, 10 детских библиотек, 7 поселковых библиотек, 17 массовых библиотек);

- 1 специальная городская библиотека искусств имени А.С. Пушкина.

Библиотечный фонд по муниципальным библиотекам на 01.01.2006 составил 1819,5 тысячи экземпляров. В целом книгообеспеченность одного жителя городского округа фондами муниципальных библиотек составила 12,24 единицы. В 2005 году библиотеки посетили 148586 читателей. Число посещений составило 1064,8 тысячи человек.

Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле" и закон Воронежской области от 28.05.1999 N 89-II-ОЗ "О библиотечном деле" указывают, что право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается созданием "муниципальной сети общедоступных библиотек, бесплатно осуществляющих основные виды библиотечного обслуживания".

Органы местного самоуправления городского округа непосредственно отвечают за организацию библиотечного обслуживания населения и создание условий формирования книжных фондов городского округа согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставу городского округа город Воронеж. Социально-экономические и политические реформы в российском обществе, стремительное развитие в глобальном масштабе информационных и телекоммуникационных технологий привели к изменению социальной роли и социальных функций публичных библиотек.

К традиционным функциям публичных библиотек добавились функции универсальных общедоступных информационных центров, обеспечивающих свободный доступ граждан к информации.

В условиях значительной социальной поляризации библиотеки как наиболее массовые из всех учреждений культуры предоставляют населению бесплатный доступ к информации, чем способствуют демократизации в получении информации и образования, повышению качества жизни.

Цели и задачи перехода к информационному обществу и повышению уровня национального интеллекта, намеченные в Федеральных программах "Культура России (2006 - 2010 годы)" и "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", конкретизировали деятельность учреждений культуры.

За последние 15 лет не происходит существенных позитивных изменений по улучшению состава и качества информационных ресурсов муниципальных библиотек. За период с 1990 года по 2005 год книжный фонд муниципальных библиотек сократился более чем на 20%. Анализ использования фонда показывает, что почти 40% книг являются невостребованными, то есть морально устаревшими. Идет процесс стремительного сокращения активной части фонда при его практически невосполняемости. Сокращается также экземплярность и ассортимент газет и журналов, так как цены растут быстрее, чем выделяемые средства. Дефицит информационных ресурсов, имеющихся в городских библиотеках, очевиден.

24 мая 2001 года на VI Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации (РБА) был принят Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки, разработанный при содействии РБА. Этот важный документ вобрал в себя богатую практику отечественных и зарубежных библиотек. Анализ качественных и количественных показателей, включенных в документ, дает возможность конкретной библиотеке определить параметры своей деятельности с учетом потребностей местных жителей и специфики территории. Если, взяв за основу Модельный стандарт, сделать анализ показателей ресурсного обеспечения библиотек города Воронежа, то нужно отметить:

- несовпадение уровней книгообеспеченности по причине отсутствия возможности осуществлять комплектование фонда в полном объеме;

- уровень обеспечения помещениями в целом по муниципальным библиотекам ниже эталонных значений примерно на 30%.

Таким образом, состав фонда муниципальных библиотек не соответствует нормативам, рекомендованным Модельным стандартом деятельности публичных библиотек, принятым ни Российской библиотечной ассоциацией, ни стандартам ЮНЕСКО, согласно которым необходимо, чтобы 5% общего фонда публичных библиотек состояло из материалов последнего года издания. Кроме того, более 80% книг поступают в единственном экземпляре и вследствие этого не могут удовлетворить читательские запросы, и быстро изнашиваются, тем самым образуя пробелы в составе книжного фонда, зачастую невосполнимые. Учитывая нашу оторванность от информационных ресурсов России, данная ситуация особенно неблагоприятна. Современный принцип отбора информации и большие возможности доступа к различным информационным источникам требуют от библиотек более широкого использования компьютерных технологий, создания профильных библиотек, комплектования библиотечных фондов не только традиционными носителями информации (книги, периодические издания), но и носителями нового поколения (микрофильмы, видео, CD-диски, DVD-диски).

Другая немаловажная проблема касается технической оснащенности библиотек - отсутствие современного оборудования для сбора, хранения, передачи и копирования информации.

Из всех муниципальных библиотек только центральная городская библиотека им. А.Платонова на 40% отвечает требованиям современной технической оснащенности.

Остальные библиотеки, расположенные в различных районах города, из-за постоянного недофинансирования таких возможностей в информационном обслуживании пользователей не имеют, так как не автоматизированы и не имеют доступа даже к формируемым базам данных центральной городской библиотеки. Особенно остро проблема модернизации стоит перед библиотеками поселков, расположенных в черте города, что обусловлено как удаленностью их от центра города, так и удручающим состоянием материально-технической базы.

Третья важная проблема - модернизация материально-технической базы библиотек в соответствии с требованиями к современному учреждению культуры.

Остается острой проблема размещения библиотек, технического состояния зданий и помещений, в которых располагаются библиотечные фонды.

И наконец, важная проблема - дефицит кадров. В библиотеки сегодня нет притока специалистов, владеющих современными методами работы с информационными системами и ресурсами, технологиями организации интеллектуального досуга горожан, в силу низкой заработной платы. Средний возраст библиотекарей - 50 лет.

Перечисленные проблемы имеют значительное влияние на формирование интеллектуального потенциала города и даже на социальную стабильность общества. Нарушаются равные права граждан на доступ к информации.

Важность реализации подпрограммы комплексного развития муниципальных библиотек определяется еще и тем, что постоянно пользуются библиотеками все поколения горожан. Основная часть пользователей - дети и молодежь: учащиеся школ, лицеев, гимназий, колледжей, технических училищ, высших учебных заведений. Студенты и учащиеся всех без исключения учебных заведений Воронежа являются читателями муниципальных библиотек. Библиотеки города сегодня - неотъемлемая часть образовательного процесса любого учебного учреждения. Другой группой читателей для библиотек являются специалисты, техническая и гуманитарная интеллигенция. Третьей группой пользователей являются социально незащищенные слои населения (пенсионеры, инвалиды, безработные граждане), для которых библиотека выступает как единственный доступный очаг информации и культуры.

Прогноз развития городского округа город Воронеж свидетельствует о том, что округ стоит на пороге крупных изменений в промышленности, в сфере обслуживания. Внедрение новых технологий, увеличение объема выпуска товаров народного потребления, а также активное участие предприятий и учреждений города в развитии общероссийских и международных связей будут способствовать этому процессу. Поэтому потребительский потенциал муниципальных библиотек должен расти, но для удовлетворения существующих и новых потребностей необходимо дальнейшее развитие системы библиотечного обслуживания округа, укрепления ее материально-технической базы и кадрового состава библиотечных и иных работников, занятых сегодня в библиотеках, увеличения ресурсов, выделяемых на библиотечное дело.