Действующий

О муниципальной целевой программе "Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж (2006 - 2010 годы)" (с изменениями на 22 октября 2008 года)

1. Обоснование необходимости разработки программы


Основанием для принятия муниципальной целевой программы "Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж (2006 - 2010 годы)", направленной на улучшение социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж, стала естественная убыль населения, ставшая следствием уменьшения средней продолжительности жизни населения, низкой рождаемости, роста общей смертности. Эти факторы действовали и действуют и на территории всей страны и в городском округе город Воронеж.

Численность постоянного населения городского округа город Воронеж и подчиненных его администрации населенных пунктов на начало 2005 года составляла 929 тыс. человек. К числу положительных моментов, характеризующих сегодняшнюю социально-демографическую ситуацию, можно отнести рост работоспособного населения городского округа: на начало 2004 года эта категория составляла 63,9% населения городского округа, 2005 года - 64,3%. Это достаточно хороший показатель. С 2002 года остается стабильным процент населения, достигшего пенсионного возраста, - от 22,2 до 22,3%. К сожалению, снижается "запас будущего" нашего города: население моложе трудоспособного возраста в 2003 году составляло 15,0%, в 2004 году - 14,0%, а в 2005 году этот показатель равен 13,5% населения. С 2002 года стабильно растет рождаемость. Тогда на тысячу населения в городском округе город Воронеж этот показатель был равен 7,5 промилле, сегодня он равен 9,1 промилле, причем нет провалов по годам. Но, к сожалению, растет и смертность населения на тысячу человек: в 2002 году - 14,9 промилле, в 2005 году - 15,6 промилле. Таким образом, баланс остается отрицательным, но он несколько выше, чем в целом по Воронежской области, но намного ниже, чем по Центральному федеральному округу и в целом по Российской Федерации. Разница между рождаемостью и смертностью в 2005 году составляла 6526 человек, смертность превысила рождаемость в 1,8 раза. Естественная убыль населения на начало 2003 года составляла 7,4 промилле, 2004 года - (-6,9 промилле), 2005 года - (-6,5 промилле). Сохраняется надежда на то, что сегодняшние тенденции роста рождаемости и незначительного повышения с 2004 года смертности приведут к тому, что баланс населения городского округа город Воронеж, если не перестанет быть отрицательным, то его абсолютное значение постепенно будет уменьшаться. На поддержание этой позитивной тенденции будут направлены усилия администрации городского округа город Воронеж в 2006 - 2010 годах.

Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что это тот уровень власти, который наиболее приближен к населению, им формируется и ему непосредственно подконтролен, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

В связи с этим в ходе поэтапной конституционной реформы большое внимание уделено реформе местного самоуправления. Без постоянной поддержки со стороны государства муниципальные образования не смогут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти. Поэтому необходимо осуществление мер, обеспечивающих углубление реформы местного самоуправления, планомерный переход от поддержки государством становления власти на муниципальном уровне к поддержке социально-экономического развития муниципальных образований, реализации в полном объеме конституционных полномочий местного самоуправления.

Программа призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, активному проведению социально-экономических и политических реформ на муниципальном уровне.

К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении и разрухе и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы.

Последовательное осуществление государственной политики по восстановлению и развитию исторической городской среды, способствующее подъему патриотических настроений населения, объективно приведет к укреплению территориальной целостности и надежности государства.

Количество исторических городских поселений в Российской Федерации составляет 478, в них проживает 69,9 млн. человек. В городе Воронеже в настоящее время проживает 929 тыс. человек. Город Воронеж относится к разряду больших и крупных городов (150 - 1000 тыс. человек).

Процесс возрождения исторической городской среды, памятников истории и культуры, культовых зданий и сооружений находит постоянную поддержку общества.

Сохранение и устойчивое существование такой значимой для национальной экономики и культуры общности, как исторические города, в результате реализации программы приведет к повышению деловой, социальной и строительной активности в масштабах страны. Сохранение уникальных памятников и улучшение качества застройки будут способствовать решению проблемы создания эффективного городского хозяйства, повышению жилищного уровня в условиях реформируемого общества.

Значительное количество памятников истории и культуры требует срочной реставрации либо консервации. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции. Инженерное оборудование в исторических городах находится на низком уровне. Неудовлетворительное состояние характерно для большинства улиц и дорог. Недостаточно развита социальная инфраструктура.

Решение проблемы состоит в сохранении и совершенствовании композиционно-пространственной целостности и общего архитектурного облика исторической части города; комплексной реконструкции и возрождения исторического центра города и других районов исторической застройки; поступательном развитии архитектурного творчества и органичном включении объектов и элементов новой архитектуры в исторический контекст города; современном использовании ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого; ликвидации (или значительном сокращении) отставания в обеспеченности исторического города системой и объектами социальной, транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры; разработке и внедрении механизмов регулирования инвестиционного процесса в исторической городской черте.

Решение таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение и развитие архитектуры исторического города, представляется естественным и единственно возможным в свете мирового опыта высокой централизации процессов управления, накопленного в ряде развитых стран в течение многих десятилетий.

Программа предусматривает разработку взаимоувязанного по целям и задачам комплекса действий всех субъектов градостроительной деятельности. Такой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивает эффективное решение задач государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.

Экономическая стратегия Правительства Российской Федерации, намеченная в Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, определяет транспортную систему России как важнейшую составную часть производственной инфраструктуры, а ее развитие - как одну из приоритетных задач государственной деятельности.

Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной транспортной системы является необходимым условием стабилизации и подъема экономики, обеспечения целостности страны и повышения уровня жизни.

В дорожном хозяйстве по всем удельным показателям развития сети автомобильных дорог общего пользования Россия значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны. В области развития автомобильных дорог предусматривается их строительство и реконструкция. Главное внимание уделяется созданию многополосных магистралей, являющихся основой автодорожной сети. В результате к 2010 году увеличится протяженность дорог первой категории, основная часть дорог должна иметь капитальное покрытие, обеспечивающее пропуск современных транспортных средств с высокой нагрузкой и скоростью.

В городском округе город Воронеж все более резко проявляется дефицит пропускной способности дорожной сети; низкий технический уровень дорог обусловливает увеличение себестоимости перевозок, из-за плохих дорожных условий в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают более 100 человек и получают ранения около 500 человек; требуется капитальный ремонт автодорог.

Большие работы предстоит осуществить на сети автомобильных дорог городского округа город Воронеж. Предстоит реконструировать многие автомобильные магистрали, улучшить их дорожное покрытие, построить обходы населенных пунктов, развязки в разных уровнях и различные объекты дорожного сервиса, увеличить протяженность дорог общего пользования с твердым покрытием.

Выполнение комплекса работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог является одним из важнейших условий обеспечения их сохранности, повышения безопасности движения и экологической безопасности объектов, долговечности и надежности автомобильных дорог и сооружений на них, эффективности обслуживания пользователей и оптимизации расходования средств, выделяемых на нужды дорожного хозяйства.

Большое значение будут иметь указанные мероприятия для решения таких общетранспортных проблем, как повышение безопасности работы транспорта. Программой "Создание условий по улучшению социально-демографической ситуации в городском округе город Воронеж" предусматривается повышение уровня безопасности движения на дорогах и общее уменьшение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 15 - 20 процентов, а также повышение уровня комфорта для участников дорожного движения.

В области развития государственной системы управления обеспечением безопасности дорожного движения предполагается осуществить комплекс мер по совершенствованию структур управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, правового и информационного обеспечения государственной системы безопасности дорожного движения, уточнению и четкому разграничению сферы полномочий различных органов исполнительной власти. Для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий предусмотрено осуществление мер по повышению оперативности и эффективности аварийно-спасательных работ.

В целях совершенствования государственной политики по работе с участниками дорожного движения будет продолжено формирование общественного мнения по проблеме безопасности дорожного движения с помощью проведения целевых информационно-пропагандистских кампаний, эффективных методов обучения населения правилам безопасного поведения на дорогах.

Особое внимание будет уделено детям и подросткам как наиболее незащищенным участникам дорожного движения. Предусмотрены разработка и внедрение новых, более эффективных форм и методов формирования у детей и молодежи транспортной культуры.

Демографическая ситуация в городском округе город Воронеж, как и в целом по России, остается напряженной уже на протяжении ряда последних лет. Основные статистические показатели здоровья населения городского округа город Воронеж имеют значительную отрицательную динамику: снижается продолжительность жизни, падает рождаемость, остаются высокими показатели общей смертности и связанная с ними убыль населения. Следовательно, при отсутствии благоприятных изменений условий жизни населения городского округа город Воронеж (экологических, социально-психологических, социальных, экономических и других) нет оснований для оптимистического прогноза в отношении улучшения состояния здоровья населения.

Достоверно известно, что многие из определяющих факторов лучшего здоровья, по данным Всемирной организации здравоохранения, находятся за пределами сферы одного только здравоохранения (более чистая и безопасная окружающая среда, условия труда и проживания, отвечающие санитарным нормам и требованиям, высокий образовательный ценз).

Всемирная организация здравоохранения на опыте работы в странах самого разного экономического уровня развития убедительно доказала, что наиболее эффективным методом влияния на состояние здоровья населения является гигиеническое воспитание и образование, формирование навыков здорового образа жизни, прежде всего у детей и молодежи.

Но усилий одного только здравоохранения недостаточно для того, чтобы изменить поведение человека, сделать для него стремление к сохранению и укреплению здоровья приоритетным. Здесь требуется объединение усилий всех слоев общества, организаций и ведомств.