Расходы бюджета говорят о том, насколько точно соответствует планирование и исполнение бюджета бюджетной политике муниципального образования.
Изменение объема расходов бюджета городского округа город Воронеж представлено на рис. 1.11*.
________________
* Рисунок 1.11 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Структура расходов городского округа город Воронеж в 2005 - 2007 годах представлена на рис. 1.12, 1.13, 1.14*.
________________
* Рисунки 1.12, 1.13, 1.14 не приводятся. - Примечание изготовителя базы данных.
Расходы бюджета городского округа город Воронеж в 2005 году составили 5 млрд. рублей (85% от плана) (рис. 1.12). Наиболее значительная величина расходов в 2005 году приходится на образование - 1,9 млрд. рублей (или 38% общих расходов бюджета); жилищно-коммунальное хозяйство - 1,4 млрд. рублей (28%); здравоохранение - 0,8 млрд. рублей (16%).
Расходы бюджета городского округа в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличились на 1517,4 млн. рублей и составили 6534,2 млн. рублей. В 2006 году бюджет городского округа сохранял социальную направленность и характеризовался непрерывным ростом расходов на отрасли социально-культурной сферы. Это позволило обеспечить доступность и качество услуг, непосредственно влияющих на уровень жизни населения. В общей структуре расходов бюджета расходы на социально-культурную сферу составили более 50% (3471,5 млн. рублей), из них расходы на образование - 2509,5 млн. рублей, на здравоохранение - 826,3 млн. рублей (38,4% и 12,6% от общей суммы расходов соответственно).
На обеспечение выплаты заработной платы работникам муниципальной бюджетной сферы направлено 39% (или 2517,5 млн. рублей) средств бюджета городского округа. В течение года оплата труда бюджетников увеличена на 26%. Стоит также отметить, что показатели исполнения бюджета по заработной плате бюджетных работников во всех сферах составили 100%.
Вторым по значимости направлением расходования средств бюджета городского округа оставались расходы по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство", на финансирование которого направлено 1979,2 млн. рублей (30,3% общей суммы расходов).
Фактическое исполнение бюджета по доходам и расходам бюджета городского округа город Воронеж за 2005 - 2006 годы представлено на рис. 1.15*.
________________
* Рисунок 1.15 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В 2005 году был показан профицит бюджета в 4512753 тыс. рублей, который стал результатом неполного исполнения расходов. При этом планировался бюджет с дефицитом. В 2006 году дефицит составил 279943 тыс. рублей.
Бюджетная политика городского округа характеризуется социальной направленностью. Данная сфера требует больших затрат и постоянного увеличения финансирования. С уменьшением доли отчислений от налоговых поступлений в бюджет городского округа администрация городского округа должна находить новые источники пополнения доходной части, при том за счет внутренних, собственных средств.
Основные проблемные аспекты в сфере бюджетно-финансовой политики городского округа:
- определенную нестабильность финансовой политики создает постоянное изменение нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов, что не позволяет обеспечить местный бюджет собственными доходами, прогнозировать их на длительный период, и как следствие, осуществлять долгосрочные программы развития;
- действующая система формирования и исполнения бюджета городского округа город Воронеж сконструирована по "затратной" модели, ориентированной на финансирование расходных обязательств бюджета городского округа в пределах сложившейся сети бюджетных учреждений по фактически производимым затратам. Данный подход характеризуется отсутствием стимулирующих мотивов в деятельности субъектов бюджетного планирования по эффективному планированию и расходованию бюджетных средств;
- низкая эффективность бюджетных расходов, обусловленная отсутствием системы учета потребности в предоставляемых муниципальных услугах, установленных показателей эффективности (стандартов качества) предоставления муниципальных услуг населению городского округа, а также отсутствием мониторинга результативности бюджетных расходов, планируемой к достижению в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу;
- возрастание финансовой нагрузки расходной составляющей бюджета на социальную сферу требует выявления резервов и получения результатов от оптимизации расходов на социальные нужды;
- наличие существенных отклонений фактических значений доходов и расходов бюджета от плановых;
- поскольку администрацией городского округа город Воронеж в приоритетном порядке осуществляется финансирование заработной платы по отраслям социальной сферы, недостаток финансирования все же приводит к образованию кредиторской задолженности бюджетных учреждений за электроэнергию, отопление и по поставкам иных необходимых материальных ресурсов;
- наличие практики среднесрочного финансового планирования при отсутствии четкой привязки бюджетного планирования и управления муниципальным долгом, управления кредиторской задолженностью, а также расходными обязательствами к среднесрочному финансовому планированию.
Таким образом, на сегодняшний день перед администрацией городского округа город Воронеж стоит задача поиска новых подходов к управлению финансами и повышению эффективности и результативности бюджетного процесса. Решение данной проблемы в первую очередь зависит от оптимизации внутренних ресурсов бюджета городского округа, определения и внедрения в практику бюджетного планирования и финансирования новых технологий бюджетирования, ориентированного на результат.
С целью стабилизации и достижения качественно нового уровня управления муниципальными финансами городского округа, целенаправленного, скоординированного решения обозначенных задач необходима выработка единой стратегии социального, экономического и финансового планирования.
Последовательная реализация мероприятий настоящей Концепции позволит создать эффективный механизм распределения ограниченных бюджетных ресурсов по наиболее важным отраслям социальной сферы и городского хозяйства городского округа город Воронеж и обеспечить качественное и своевременное предоставление муниципальных услуг населению.
Проведение финансово-бюджетной политики городского округа город Воронеж будет направлено на:
- повышение налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа город Воронеж, эффективности управления муниципальной собственностью;