Поскольку бюджетирование по услугам, ориентированное на результат, является концептуально новой моделью бюджетного планирования, положенной в основу проводимой бюджетной реформы на всех уровнях государственного и муниципального управления, альтернативы созданию системы учета потребности в предоставляемых муниципальных услугах на сегодняшний день не существует.
Альтернативность в проведении сравнительной оценки потребности в предоставляемых муниципальных услугах предполагает возможность различной степени охвата анализом тех или иных видов муниципальных услуг и различного набора инструментов для определения оценки потребности в предоставлении муниципальных услуг в соответствующий ретроспективный период. При реализации данного мероприятия предполагается охватить анализом максимально широкий спектр услуг, предоставляемых в области социальной сферы и городского хозяйства, в целях получения объективной и полной картины о состоянии фактических объемов предоставления муниципальных услуг в натуральном и стоимостном выражениях.
При разработке реестра муниципальных услуг альтернативность наблюдается в:
- многовариантности критериев и порядка выделения муниципальных услуг. Выбор конкретных критериев определятся необходимостью однозначной идентификации муниципальных услуг и означает, что критерии должны быть необходимыми и достаточными для выделения услуги. Исходя из данных требований, в качестве критериев предполагается использовать:
- критерий нормативного закрепления;
- критерии финансирования;
- критерий измеримости (натуральной и денежной) объемов предоставления услуги;
- критерий контролируемости результатов предоставления услуги;
- большей или меньшей степени детализации порядка формирования, ведения и корректировки реестра муниципальных услуг.
Так как каждая услуга обладает комплексом присущих ей существенных свойств и признаков, то содержательное наполнение реестра муниципальных услуг должно осуществляться в соответствии с принципами полноты описания и отражения муниципальных услуг в реестре, а также обеспечения взаимосвязи требований ведения реестра с требованиями осуществления бюджетного процесса, а также периодического пересмотра требований к перечню и описанию муниципальных услуг, предусмотренных реестром.
При разработке муниципального правового акта, определяющего порядок мониторинга потребности в муниципальных услугах, альтернативность заключается в различной степени глубины проработки процедур и механизмов мониторинга. В целях осуществления мониторинга потребности в муниципальных услугах на высоком качественном уровне предполагается проработать процедуры мониторинга раздельно по конкретным видам муниципальных услуг, учитывать максимально разнообразные источники получения информации о потребности в соответствующих услугах (в том числе провести опросы населения).
При разработке муниципального правового акта, определяющего порядок проведения стоимостной оценки потребности в муниципальных услугах, разнообразие способов реализации мероприятия видится в различной степени детализации процедур проведения стоимостной оценки потребности, в разнообразии предлагаемых подходов к проведению оценки в стоимостном выражении. В контексте реализации данного мероприятия порядок проведения стоимостной оценки потребности в муниципальных услугах будет проработан раздельно по конкретным видам муниципальных услуг с учетом особенностей формирования нормативов затрат на предоставление отдельных муниципальных услуг.
При разработке муниципального правового акта, определяющего порядок учета результатов мониторинга потребности в муниципальных услугах при формировании проекта бюджета, в том числе в разрезе субъектов бюджетного планирования, альтернативность реализации мероприятия заключается в разнообразии заложенных механизмов корректировки и согласования объемов бюджетного финансирования, выделяемых на предоставление муниципальных услуг. В целях достижения уровня, при котором существенно сократится отклонение фактических объемов финансирования муниципальных услуг от потребности в предоставлении соответствующих муниципальных услуг в стоимостном выражении, планируется осуществлять максимальную детализацию процедур корректировки и согласования объемов бюджетного финансирования конкретных муниципальных услуг при недостаточности бюджетных средств.