В городском округе город Воронеж в соответствии с постановлением муниципального Совета г. Воронежа от 20.06.2000 N 100-II "О порядке предоставления налоговых льгот налогоплательщикам города Воронежа" создан специальный орган - экспертный совет по предоставлению финансовых и налоговых льгот при администрации городского округа город Воронеж (далее - экспертный совет). Экспертный совет состоит из представителей отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж. В соответствии с действующим порядком предоставления налоговых льгот в городском округе город Воронеж решения о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков принимаются Воронежской городской Думой на основании заключения экспертного совета.
В соответствии с порядком работы экспертного совета по предоставлению финансовых и налоговых льгот, утвержденным постановлением муниципального совета г. Воронежа от 20.06.2000 N 100-II, основными задачами экспертного совета являются:
- рассмотрение обращений налогоплательщиков и разработка рекомендаций муниципальному Совету (в настоящее время Воронежской городской Думе) о целесообразности предоставления налогоплательщикам налоговых льгот;
- рассмотрение обращений налогоплательщиков и подготовка рекомендаций о возможности и целесообразности предоставления налогоплательщику налоговых отсрочек, рассрочек, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в бюджет городского округа;
- разработка предложений по эффективности и совершенствованию работы по вопросам предоставления финансовых и налоговых льгот.
Налоговые льготы по налогам и сборам в городском округе город Воронеж предоставляются на поддержку и развитие следующих приоритетных направлений экономики городского округа:
- развитие производств, работающих на потребительский рынок;
- производство продукции для муниципальных и государственных нужд;
- реализация целевых комплексных программ, усиливающих роль городского округа в региональном распределении труда;
- создание новых рабочих мест;
- освоение серийного выпуска конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортируемой продукции;
- развитие социальной и культурной сферы городского округа;
- развитие жизнеобеспечивающих систем городского округа (тепло-, энерго-, водоснабжение, транспорт и др.);
- создание производств по переработке, утилизации отходов;
- поддержка предприятий и организаций, осуществляющих финансирование ведомственной социальной сферы;
- поддержка социально значимых некоммерческих организаций.
По итогам рассмотрения возможности предоставления налоговой льготы экспертный совет выносит заключение, которое имеет рекомендательный характер и выносится на основании заявления налогоплательщика с приложением материалов и документов, характеризующих финансовое состояние предприятия.
Окончательное решение о предоставлении налоговых льгот принимает Воронежская городская Дума на основании решения постоянной комиссии по экономике, планированию, бюджету, налоговой политике и инвестициям Воронежской городской Думы при наличии соответствующих источников дополнительного поступления средств в бюджет или сокращения ассигнований по конкретным статьям.
Так, в течение 2006 года было принято 19 решений Воронежской городской Думы, устанавливающих налоговые льготы на территории городского округа город Воронеж.
Экспертный совет проводит экспертизу и подготовку мотивированных заключений для Воронежской городской Думы о целесообразности и условиях предоставления налогоплательщикам финансовых и налоговых льгот. Однако такие заключения учитывают лишь отдельные критерии оценки эффективности предоставления налоговых льгот.
На момент разработки Программы реализации Концепции реформирования муниципальных финансов на уровне муниципальных правовых актов органов местного самоуправления городского округа город Воронеж не был установлен порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, позволяющий определить эффективность предоставления налоговой льготы.
Ежегодно в соответствии со ст. 12 постановления Воронежской городской Думы от 14.05.2004 N 53-I "О Положении "О бюджетном процессе в городе Воронеже" вместе с проектом бюджета на очередной финансовый год в Воронежскую городскую Думу представляется оценка потерь бюджета городского округа от предоставленных налоговых льгот, сделанная на основании заключений экспертного совета по предоставлению финансовых и налоговых льгот.
Сведения о суммах выпадающих доходов бюджета городского округа город Воронеж от предоставляемых налоговых льгот указаны на рис. 2.2.9* (сведения за 2007 год не представлены в связи с тем, что фактические объемы предоставленных налоговых льгот возможно будет оценить только по итогам финансового года).
________________
* Рисунок 2.2.9 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Таким образом, анализ исходного состояния по блоку мероприятий "Создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов" позволяет выделить следующие проблемы в управлении финансами, которые необходимо решить при реализации Программы реализации Концепции реформирования муниципальных финансов:
- проведение неполной оценки объема налоговых льгот, предоставляемых на территории городского округа город Воронеж;
- отсутствие муниципального правового акта, устанавливающего порядок оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот;
- отсутствие запрета на предоставление налоговых льгот при низкой оценке их бюджетной и социальной эффективности.