В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 N 467-р "О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в 2006 - 2008 годах и плане мероприятий по ее реализации" органам местного самоуправления рекомендовано внедрить механизмы повышения прозрачности и доступности сведений об их деятельности в финансовой сфере. Одним из таких механизмов является установление процедуры проведения публичной независимой экспертизы правовых актов в области бюджетной и налоговой политики.
На момент разработки Программы реализации Концепции реформирования муниципальных финансов городского округа город Воронеж в практике работы органов местного самоуправления при разработке муниципальных правовых актов по вопросам бюджетной и налоговой политики публичная независимая экспертиза проектов правовых актов не используется.
На сегодняшний день в городском округе существует несколько механизмов контроля за принятием решений в области бюджетной и налоговой политики. Среди них выделяются следующие механизмы:
1. Проведение публичных слушаний. Процедура проведения публичных слушаний установлена в ст. 24 Устава городского округа город Воронеж, а также закреплена Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город Воронеж, утвержденным решением Воронежской городской Думы от 26.10.2006 N 170-II. В соответствии с этими муниципальными правовыми актами в обязательном порядке публичные слушания проводятся в отношении проекта решения о бюджете и отчете о его исполнении.
2. Механизмом контроля за принятием проектов решений Воронежской городской Думы по вопросам налоговой политики является деятельность экспертного совета по предоставлению финансовых и налоговых льгот, созданного и действующего в соответствии с постановлением муниципального Совета г. Воронежа от 20.06.2000 N 100-II (ред. от 21.02.2002) "О порядке предоставления налоговых льгот налогоплательщикам города Воронежа". Этот экспертный совет, в частности, проводит экспертизу и подготовку мотивированных заключений для Воронежской городской Думы о целесообразности и условиях предоставления налогоплательщикам финансовых и налоговых льгот. В экспертный совет по предоставлению финансовых и налоговых льгот входят представители администрации городского округа город Воронеж, поэтому такой совет не может рассматриваться в качестве независимого.
3. Подготовка финансово-экономического обоснования субъектом правотворческой инициативы в соответствии с ст. 55 решения Воронежской городской Думы от 29.12.2004 N 104-I "О регламенте Воронежской городской Думы". Представление финансово-экономического обоснования является обязательным в случае внесения в Воронежскую городскую Думу проекта правового акта, требующего дополнительных материальных и иных затрат. В связи с тем, что в соответствии с п. 2 ст. 54 субъектами правотворческой инициативы являются депутаты городской Думы, глава городского округа, органы территориального общественного самоуправления, инициативные группы граждан, говорить о полной независимости и публичности вносимых проектов решений Воронежской городской Думы нельзя. Только в случае, если проект решения разрабатывался инициативной группой граждан, финансово-экономическое обоснование будет независимым.
Таким образом, на сегодняшний день проводимая политика открытости деятельности органов местного самоуправления и вовлечения в процессы принятия решений по ключевым вопросам жизни городского округа широкого круга лиц обуславливает внедрение в практику соответствующих процедур.