ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2002 года N 23-I
О комплексной муниципальной программе "Развитие городского пассажирского транспорта в г. Воронеже на 2002 - 2004 годы"
(с изм., внесенными постановлением Воронежской городской Думы
В целях преодоления кризисной ситуации, сложившейся в сфере осуществления пассажирских перевозок населения на городских маршрутах общего пользования и формирования общей стратегии развития муниципального пассажирского транспорта г. Воронежа, в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 28.04.2001 N 442 "О региональной целевой программе повышения безопасности дорожного движения в Воронежской области на период 2001 - 2002 года", Воронежская городская Дума постановляет:
1. Утвердить комплексную муниципальную программу "Развитие пассажирского транспорта в г. Воронеже на 2002 - 2004 годы" (приложение).
2. Финансово-казначейскому управлению (Ивченко В.Б.) предусмотреть финансирование мероприятий программы в пределах выделенных ассигнований.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Воронежской городской Думы Шипулина А.М. и заместителя главы города Трухачева Б.Ф.
Председатель Воронежской
городской Думы
С.М.КОЛИУХ
КОМПЛЕКСНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В Г. ВОРОНЕЖЕ НА 2002 - 2004 ГОДЫ"
┌════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════‰
│Наименование программы │Развитие пассажирского транспорта │
│ │в г. Воронеже на 2002 - 2004 годы │
├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│Заказчик программы │Администрация города Воронежа │
├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│Разработчики │Управление городского пассажирского│
│ │транспорта. │
├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│Основные цели и задачи │Основной целью программы является│
│программы │преодоление негативных тенденций│
│ │функционирования городского пассажирского│
│ │транспорта, обеспечение его устойчивого│
│ │развития. Условием достижения цели является│
│ │решение следующих задач: │
│ │- повышение эффективности и качества│
│ │перевозок граждан города общественным│
│ │пассажирским транспортом; │
│ │- снижение затрат городского бюджета на│
│ │компенсацию издержек муниципальных авто- и│
│ │электротранспортных предприятий; │
│ │- применение прогрессивных методов и средств│
│ │организации дорожного движения; │
│ │- количественное увеличение парка городского│
│ │авто- и электротранспорта. │
├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│Нормативно-правовая │Закон РФ "О безопасности дорожного движения"│
│база разработки │от 15.01.1995; Правила организации│
│программы │пассажирских перевозок на автомобильном│
│ │транспорте - приказ Минтранспорта РФ от│
│ │31.12.1981 N 200; Правила технической│
│ │эксплуатации электротранспорта; Положение об│
│ │обеспечении безопасности перевозок│
│ │пассажиров автобусами - приказ Минтранспорта│
│ │РФ от 08.01.1997 N 2. │
├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации │2002 - 2004 годы │
├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители основных │Департамент промышленности, транспорта и│
│мероприятий │связи, Управление охраны окружающей среды,│
│ │Управление городского пассажирского│
│ │транспорта, Департамент развития городского│
│ │хозяйства, Департамент дорожного хозяйства и│
│ │благоустройства, ВООРТИ, ГИБДД УВД,│
│ │руководители АТП. │
├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники │Приобретение подвижного состава - 663,9 млн.│
│финансирования │рублей, капитальный ремонт подвижного│
│ │состава - 106,12 млн. рублей, развитие│
│ │дорожно-транспортной сети - 140,56 млн.│
│ │рублей за счет всех источников│
│ │финансирования (бюджет города, кредитные│
│ │средства, собственные средства предприятий,│
│ │средства частных предпринимателей). │
├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│Организация контроля │Департамент промышленности, транспорта и│
│ │связи - общий контроль; управление│
│ │городского пассажирского транспорта -│
│ │контроль сроков реализации программных│
│ │мероприятий; финансово-казначейское│
│ │управление - контроль за целевым│
│ │использованием бюджетных денежных средств. │
├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые результаты │Увеличение количества муниципального│
│ │транспорта на городских маршрутах на 296 ед.│
│ │(в результате интервал ожидания сократится│
│ │на 20%); оптимизация транспортных потоков на│
│ │основных магистралях города; снижение│
│ │дотации из бюджета города. │
└════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════…
Настоящая программа разработана на основании закона Воронежской области "О местном самоуправлении в Воронежской области", Устава города Воронежа, Закона РФ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995; Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте - приказ Минтранспорта РФ от 31.12.1981 N 200; Правил технической эксплуатации электротранспорта; Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами - приказ Минтранспорта РФ от 08.01.1997 N 2. В ней отражены правовые, экономические, структурные основы организации работы и развития городского пассажирского транспорта, формирования и эксплуатации его инфраструктуры, правового положения транспортных предприятий и организаций в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках и обеспечения прав пользователей услуг городского пассажирского транспорта.
Назначение городского пассажирского транспорта состоит в осуществлении стабильных, надежных и безопасных перевозок пассажиров, способствующих эффективному обеспечению многосторонней жизнедеятельности населения города, учреждений, предприятий, организаций. В настоящее время в данной отрасли городского хозяйства сложилась критическая ситуация.
На протяжении ряда последних лет наметились устойчивые тенденции снижения числа городских автобусов на маршрутах общего пользования. Около 70% подвижного состава муниципального автобусного парка подвержено значительному износу и подлежит списанию или требует проведения капитального ремонта. Производственная база муниципальных автотранспортных предприятий разрушается, не на должном уровне находится качество обслуживания пассажиров. Состояние городского бюджета не обеспечивает гарантированные по срокам и объемам размеры возмещения затрат автобусного транспорта на осуществление транспортных услуг. Привлечение частных предпринимателей, использующих на маршрутных линиях автобусы малой и особо малой вместимости (в г. Воронеже - 1360 ед.), не может снять остроту транспортной проблемы в городе.
Опорную транспортную сеть г. Воронежа, и в первую очередь в центре города, составляет электрический транспорт - трамвай и троллейбус. Это объясняется высокой провозной способностью и экологической чистотой этих видов транспорта. Однако провозные возможности электротранспорта в г. Воронеже ограничены малой численностью подвижного состава, плохим состоянием материально-технической базы, отсутствием финансовых ресурсов для пополнения парка новыми транспортными средствами и обновления дорожной инфраструктуры электротранспорта.
Таким образом, в работе муниципального пассажирского транспорта г. Воронежа обозначились две основные проблемы. Первая заключается в том, что деятельность транспортных предприятий не ведет к финансовой самообеспеченности, и вторая - это отсутствие достаточного объема финансирования из бюджета города для поддержания провозных мощностей на соответствующем уровне. Эти проблемы администрация города, в первую очередь, учитывает при формировании общей стратегии развития городского пассажирского транспорта.
Преодоление кризисной ситуации, сложившейся в пассажирском транспорте г. Воронежа, возможно только на основе комплексного системного подхода с обеспечением его необходимым бюджетным финансированием и максимальным использованием организационных мер поддержки муниципальных транспортных предприятий.
Город Воронеж является крупным промышленным, транспортным и социально-культурным центром России. По состоянию на 01.01.2001 в городе Воронеже численность населения составила 976,9 тысяч человек.
Воронеж входит в число 10 крупных городов России по уровню развития городского пассажирского транспорта. В настоящее время базовая транспортная инфраструктура города включает РАО "Воронежавтотранс", два автобусных муниципальных предприятия (ПАТП-4 и ПАТП-5), госпредприятие ПАТП-3, МП ПО "Воронежгорэлектротранс" (в составе трех трамвайных и двух троллейбусных депо, а также службы контактной сети, энергетики и путевого хозяйства).
Система внутреннего наземного транспорта включает достаточно обширную сеть городских маршрутов, общей протяженностью 3662 км, в том числе муниципальный автотранспорт - 761 км, трамвай - 402 км, троллейбус - 328 км, привлеченный автотранспорт - 2171 км.
Перевозка пассажиров в городе осуществляется по 274 маршрутам, в том числе: муниципального автотранспорта - 73, трамвая - 20, троллейбуса - 18, привлеченного транспорта - 163.
Общее количество подвижного состава в предприятиях и организациях пассажирского транспорта, выпускаемого на линию, составляет 1879 единиц, в том числе муниципальных автобусов - 204, трамваев - 174, троллейбусов - 136, привлеченного пассажирского транспорта - 1154.
Ежедневно всеми видами пассажирского транспорта перевозится около двух млн. человек.
Количество выпускаемого подвижного состава в предприятиях, городского автотранспорта, электротранспорта, осуществляющих внутригородские перевозки пассажиров, постоянно снижается, динамика показана в приложении 1.
И здесь на первое место выступает вопрос о конкуренции муниципальных ПАТП перед частными предприятиями и организациями, занятыми в сфере городских пассажирских перевозок. Основным фактором, влияющим на конкурентоспособность ПАТП, является предоставление права бесплатного проезда льготным категориям граждан. Немаловажную роль играет поддержание на муниципальных маршрутах минимально возможного тарифа на проезд и использование для перевозки пассажиров автобусов повышенной вместимости. Немаловажная роль заключается в обеспечении поддержания пассажирских автотранспортных средств в хорошем техническом состоянии. Весомым фактором конкурентоспособности является внедрение современных средств диспетчеризации на автобусных маршрутах, и, как результат - четкость работы автобусов на линии. Наряду с этим ПАТП - муниципальные предприятия, и с экономической точки зрения они всегда носили характер планово-убыточных и дотировались из бюджета города (аналогичная система существует в США, Франции, Японии, Англии). На предприятиях с каждым годом возрастают задолженности, а собственные доходы могут лишь подчеркивать характер планово убыточных предприятий. Существующее недостаточное финансирование заставляет пассажирские автопредприятия сокращать производство.
В силу отставания роста тарифов от роста затрат и наличия в городе около 440 тыс. человек, пользующихся правом бесплатного проезда, пассажирские предприятия осуществляют свою деятельность за счет сбора доходов на 35 - 40%, а 60% должны дотироваться из бюджета соответствующего уровня (в соответствии с законами, дающими право на льготы). При этом более 50 категорий льготников перевозятся бесплатно, не получая компенсации по выпадающим доходам.
Финансирование из бюджета города убытков от деятельности городского пассажирского транспорта в 2000 году составило 111,8 млн. рублей, недофинансирование составило 11%.
По состоянию на 01.01.2001 хозяйство пассажирского электротранспорта г. Воронежа включает в себя 3 трамвайных парка с инвентарем 269 единиц, 2 троллейбусных - с инвентарем 182 единицы, мастерские службы пути со звеносборочной базой, мастерские службы энергохозяйства, автотранспортный цех на 110 единиц, ремонтно-строительный участок, службу дохода, службу движения с отделом АСДУ. Численность работающих 3600 человек, в т.ч. рабочих - 1680 человек, водителей трамваев и троллейбусов - 742 человека, кондукторов - 497 человек.
Для обеспечения перевозки пассажиров города ежедневно на 20 трамвайных и 18 троллейбусных маршрутов выходят в среднем 175 трамваев и 137 троллейбусов.
Для обеспечения данного выпуска на маршруты города трамваев и троллейбусов в 2001 году требуется 240 млн. рублей (в т.ч. на покупку запчастей и материалов - 83 млн. рублей).
Ремонтная база ПО ВГЭТ позволяет выполнять необходимое техническое обслуживание и текущий ремонт трамваев и троллейбусов.
Капитальный ремонт вагонов КТМ-5МЗ производится Воронежским РТТЗ.
Капитальный ремонт трамваев "Татра" и троллейбусов осуществляют специализированные заводы в других городах. Однако из-за отсутствия средств этот вид ремонта не производится.
Протяженность эксплуатируемого трамвайного пути - 173,4 км, из них 50 км имеют сверхдопустимый износ, более 60 тыс. шпал подлежат замене.
В соответствии с нормативами для поддержания трамвайного пути в рабочем состоянии требуется ежегодно производить капитальный ремонт 8 км одиночного пути.