ВОРОНЕЖСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 21 февраля 2002 года N 23-I



О комплексной муниципальной программе "Развитие городского пассажирского транспорта в г. Воронеже на 2002 - 2004 годы"



(с изм., внесенными постановлением Воронежской городской Думы

от 29.04.2004 N 40-I)

В целях преодоления кризисной ситуации, сложившейся в сфере осуществления пассажирских перевозок населения на городских маршрутах общего пользования и формирования общей стратегии развития муниципального пассажирского транспорта г. Воронежа, в соответствии с постановлением администрации Воронежской области от 28.04.2001 N 442 "О региональной целевой программе повышения безопасности дорожного движения в Воронежской области на период 2001 - 2002 года", Воронежская городская Дума постановляет:

1. Утвердить комплексную муниципальную программу "Развитие пассажирского транспорта в г. Воронеже на 2002 - 2004 годы" (приложение).

2. Финансово-казначейскому управлению (Ивченко В.Б.) предусмотреть финансирование мероприятий программы в пределах выделенных ассигнований.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Воронежской городской Думы Шипулина А.М. и заместителя главы города Трухачева Б.Ф.

Председатель Воронежской
городской Думы
С.М.КОЛИУХ


Приложение
к постановлению
Воронежской городской Думы
от 21.02.2002 N 23-I


КОМПЛЕКСНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В Г. ВОРОНЕЖЕ НА 2002 - 2004 ГОДЫ"



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


┌════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════‰

│Наименование программы  │Развитие пассажирского транспорта            │ 

│                        │в г. Воронеже на 2002 - 2004 годы            │ 

├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤ 

│Заказчик программы      │Администрация города Воронежа                │ 

├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤ 

│Разработчики            │Управление      городского      пассажирского│

│                        │транспорта.                                  │ 

├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤ 

│Основные цели и задачи  │Основной     целью     программы     является│

│программы               │преодоление        негативных       тенденций│

│                        │функционирования   городского   пассажирского│

│                        │транспорта,   обеспечение   его   устойчивого│

│                        │развития.  Условием  достижения цели является│

│                        │решение следующих задач:                     │ 

│                        │-    повышение   эффективности   и   качества│

│                        │перевозок    граждан    города   общественным│

│                        │пассажирским транспортом;                    │ 

│                        │-   снижение  затрат  городского  бюджета  на│

│                        │компенсацию  издержек  муниципальных  авто- и│

│                        │электротранспортных предприятий;             │ 

│                        │-  применение прогрессивных методов и средств│

│                        │организации дорожного движения;              │ 

│                        │-  количественное увеличение парка городского│

│                        │авто- и электротранспорта.                   │ 

├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤ 

│Нормативно-правовая     │Закон  РФ "О безопасности дорожного движения"│

│база разработки         │от     15.01.1995;     Правила    организации│

│программы               │пассажирских   перевозок   на   автомобильном│

│                        │транспорте   -  приказ  Минтранспорта  РФ  от│

│                        │31.12.1981 N   200;    Правила    технической│

│                        │эксплуатации  электротранспорта; Положение об│

│                        │обеспечении       безопасности      перевозок│

│                        │пассажиров  автобусами - приказ Минтранспорта│

│                        │РФ от 08.01.1997 N 2.                        │ 

├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤ 

│Сроки реализации        │2002 - 2004 годы                             │ 

├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤ 

│Исполнители основных    │Департамент   промышленности,   транспорта  и│

│мероприятий             │связи,  Управление  охраны  окружающей среды,│

│                        │Управление      городского      пассажирского│

│                        │транспорта,  Департамент  развития городского│

│                        │хозяйства,  Департамент дорожного хозяйства и│

│                        │благоустройства,     ВООРТИ,    ГИБДД    УВД,│

│                        │руководители АТП.                            │ 

├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤ 

│Объемы и источники      │Приобретение  подвижного состава - 663,9 млн.│

│финансирования          │рублей,    капитальный    ремонт   подвижного│

│                        │состава   -   106,12  млн.  рублей,  развитие│

│                        │дорожно-транспортной   сети   -  140,56  млн.│

│                        │рублей     за     счет     всех    источников│

│                        │финансирования   (бюджет   города,  кредитные│

│                        │средства,  собственные  средства предприятий,│

│                        │средства частных предпринимателей).          │ 

├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤ 

│Организация контроля    │Департамент   промышленности,   транспорта  и│

│                        │связи    -    общий    контроль;   управление│

│                        │городского    пассажирского    транспорта   -│

│                        │контроль    сроков   реализации   программных│

│                        │мероприятий;           финансово-казначейское│

│                        │управление     -    контроль    за    целевым│

│                        │использованием бюджетных денежных средств.   │ 

├════════════════════════┼═════════════════════════════════════════════┤ 

│Ожидаемые результаты    │Увеличение      количества     муниципального│

│                        │транспорта  на городских маршрутах на 296 ед.│

│                        │(в  результате  интервал  ожидания сократится│

│                        │на  20%); оптимизация транспортных потоков на│

│                        │основных    магистралях    города;   снижение│

│                        │дотации из бюджета города.                   │ 

└════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════…

ВВЕДЕНИЕ


Настоящая программа разработана на основании закона Воронежской области "О местном самоуправлении в Воронежской области", Устава города Воронежа, Закона РФ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995; Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте - приказ Минтранспорта РФ от 31.12.1981 N 200; Правил технической эксплуатации электротранспорта; Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами - приказ Минтранспорта РФ от 08.01.1997 N 2. В ней отражены правовые, экономические, структурные основы организации работы и развития городского пассажирского транспорта, формирования и эксплуатации его инфраструктуры, правового положения транспортных предприятий и организаций в целях удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках и обеспечения прав пользователей услуг городского пассажирского транспорта.

Назначение городского пассажирского транспорта состоит в осуществлении стабильных, надежных и безопасных перевозок пассажиров, способствующих эффективному обеспечению многосторонней жизнедеятельности населения города, учреждений, предприятий, организаций. В настоящее время в данной отрасли городского хозяйства сложилась критическая ситуация.

На протяжении ряда последних лет наметились устойчивые тенденции снижения числа городских автобусов на маршрутах общего пользования. Около 70% подвижного состава муниципального автобусного парка подвержено значительному износу и подлежит списанию или требует проведения капитального ремонта. Производственная база муниципальных автотранспортных предприятий разрушается, не на должном уровне находится качество обслуживания пассажиров. Состояние городского бюджета не обеспечивает гарантированные по срокам и объемам размеры возмещения затрат автобусного транспорта на осуществление транспортных услуг. Привлечение частных предпринимателей, использующих на маршрутных линиях автобусы малой и особо малой вместимости (в г. Воронеже - 1360 ед.), не может снять остроту транспортной проблемы в городе.

Опорную транспортную сеть г. Воронежа, и в первую очередь в центре города, составляет электрический транспорт - трамвай и троллейбус. Это объясняется высокой провозной способностью и экологической чистотой этих видов транспорта. Однако провозные возможности электротранспорта в г. Воронеже ограничены малой численностью подвижного состава, плохим состоянием материально-технической базы, отсутствием финансовых ресурсов для пополнения парка новыми транспортными средствами и обновления дорожной инфраструктуры электротранспорта.

Таким образом, в работе муниципального пассажирского транспорта г. Воронежа обозначились две основные проблемы. Первая заключается в том, что деятельность транспортных предприятий не ведет к финансовой самообеспеченности, и вторая - это отсутствие достаточного объема финансирования из бюджета города для поддержания провозных мощностей на соответствующем уровне. Эти проблемы администрация города, в первую очередь, учитывает при формировании общей стратегии развития городского пассажирского транспорта.

Преодоление кризисной ситуации, сложившейся в пассажирском транспорте г. Воронежа, возможно только на основе комплексного системного подхода с обеспечением его необходимым бюджетным финансированием и максимальным использованием организационных мер поддержки муниципальных транспортных предприятий.

I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА


Город Воронеж является крупным промышленным, транспортным и социально-культурным центром России. По состоянию на 01.01.2001 в городе Воронеже численность населения составила 976,9 тысяч человек.

Воронеж входит в число 10 крупных городов России по уровню развития городского пассажирского транспорта. В настоящее время базовая транспортная инфраструктура города включает РАО "Воронежавтотранс", два автобусных муниципальных предприятия (ПАТП-4 и ПАТП-5), госпредприятие ПАТП-3, МП ПО "Воронежгорэлектротранс" (в составе трех трамвайных и двух троллейбусных депо, а также службы контактной сети, энергетики и путевого хозяйства).

Система внутреннего наземного транспорта включает достаточно обширную сеть городских маршрутов, общей протяженностью 3662 км, в том числе муниципальный автотранспорт - 761 км, трамвай - 402 км, троллейбус - 328 км, привлеченный автотранспорт - 2171 км.

Перевозка пассажиров в городе осуществляется по 274 маршрутам, в том числе: муниципального автотранспорта - 73, трамвая - 20, троллейбуса - 18, привлеченного транспорта - 163.

Общее количество подвижного состава в предприятиях и организациях пассажирского транспорта, выпускаемого на линию, составляет 1879 единиц, в том числе муниципальных автобусов - 204, трамваев - 174, троллейбусов - 136, привлеченного пассажирского транспорта - 1154.

Ежедневно всеми видами пассажирского транспорта перевозится около двух млн. человек.

Количество выпускаемого подвижного состава в предприятиях, городского автотранспорта, электротранспорта, осуществляющих внутригородские перевозки пассажиров, постоянно снижается, динамика показана в приложении 1.

И здесь на первое место выступает вопрос о конкуренции муниципальных ПАТП перед частными предприятиями и организациями, занятыми в сфере городских пассажирских перевозок. Основным фактором, влияющим на конкурентоспособность ПАТП, является предоставление права бесплатного проезда льготным категориям граждан. Немаловажную роль играет поддержание на муниципальных маршрутах минимально возможного тарифа на проезд и использование для перевозки пассажиров автобусов повышенной вместимости. Немаловажная роль заключается в обеспечении поддержания пассажирских автотранспортных средств в хорошем техническом состоянии. Весомым фактором конкурентоспособности является внедрение современных средств диспетчеризации на автобусных маршрутах, и, как результат - четкость работы автобусов на линии. Наряду с этим ПАТП - муниципальные предприятия, и с экономической точки зрения они всегда носили характер планово-убыточных и дотировались из бюджета города (аналогичная система существует в США, Франции, Японии, Англии). На предприятиях с каждым годом возрастают задолженности, а собственные доходы могут лишь подчеркивать характер планово убыточных предприятий. Существующее недостаточное финансирование заставляет пассажирские автопредприятия сокращать производство.

В силу отставания роста тарифов от роста затрат и наличия в городе около 440 тыс. человек, пользующихся правом бесплатного проезда, пассажирские предприятия осуществляют свою деятельность за счет сбора доходов на 35 - 40%, а 60% должны дотироваться из бюджета соответствующего уровня (в соответствии с законами, дающими право на льготы). При этом более 50 категорий льготников перевозятся бесплатно, не получая компенсации по выпадающим доходам.

Финансирование из бюджета города убытков от деятельности городского пассажирского транспорта в 2000 году составило 111,8 млн. рублей, недофинансирование составило 11%.

Городской электрический транспорт


По состоянию на 01.01.2001 хозяйство пассажирского электротранспорта г. Воронежа включает в себя 3 трамвайных парка с инвентарем 269 единиц, 2 троллейбусных - с инвентарем 182 единицы, мастерские службы пути со звеносборочной базой, мастерские службы энергохозяйства, автотранспортный цех на 110 единиц, ремонтно-строительный участок, службу дохода, службу движения с отделом АСДУ. Численность работающих 3600 человек, в т.ч. рабочих - 1680 человек, водителей трамваев и троллейбусов - 742 человека, кондукторов - 497 человек.

Для обеспечения перевозки пассажиров города ежедневно на 20 трамвайных и 18 троллейбусных маршрутов выходят в среднем 175 трамваев и 137 троллейбусов.

Для обеспечения данного выпуска на маршруты города трамваев и троллейбусов в 2001 году требуется 240 млн. рублей (в т.ч. на покупку запчастей и материалов - 83 млн. рублей).

Ремонтная база ПО ВГЭТ позволяет выполнять необходимое техническое обслуживание и текущий ремонт трамваев и троллейбусов.

Капитальный ремонт вагонов КТМ-5МЗ производится Воронежским РТТЗ.

Капитальный ремонт трамваев "Татра" и троллейбусов осуществляют специализированные заводы в других городах. Однако из-за отсутствия средств этот вид ремонта не производится.

* Состояние путевого хозяйства

Протяженность эксплуатируемого трамвайного пути - 173,4 км, из них 50 км имеют сверхдопустимый износ, более 60 тыс. шпал подлежат замене.

В соответствии с нормативами для поддержания трамвайного пути в рабочем состоянии требуется ежегодно производить капитальный ремонт 8 км одиночного пути.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»