ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2016 года N 10-4466П
О РЕЗОЛЮЦИИ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ, НЕОТЛОЖНЫХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ МЕРАХ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ"
В соответствии с рекомендациями публичных слушаний по вопросу "Об экологической ситуации в городе Красноярске, неотложных и стратегических мерах по ее улучшению", проведенных 7 апреля 2016 года, Законодательное Собрание края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Резолюцию публичных слушаний по вопросу "Об экологической ситуации в городе Красноярске, неотложных и стратегических мерах по ее улучшению".
2. Контроль за исполнением Резолюции возложить на комитет Законодательного Собрания края по природным ресурсам и экологии (А.А. Симановский).
Председатель
Законодательного Собрания края
А.В.УСС
РЕЗОЛЮЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ СЛУШАНИЙ ПО ВОПРОСУ "ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ, ТЕКУЩИХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ МЕРАХ ПО ЕЕ УЛУЧШЕНИЮ"
Обоснованное беспокойство общественности Красноярского края вызывает сложившаяся экологическая ситуация в краевом центре. По мнению специалистов-экологов, для Красноярска характерны:
- загрязнение атмосферного воздуха промышленными предприятиями, объектами теплоэнергетики и автомобильным транспортом;
- повышенное пылеобразование и загрязнение водных источников как результат недостаточного функционирования в городе ливневой канализации и низкого качества уборки улиц;
- отсутствие на левобережных очистных сооружениях города резервных мощностей по очистке загрязненных стоков и обеззараживания сточных вод, сбрасываемых в Енисей;
- возникновение стихийных свалок и продолжающееся преимущественное захоронение отходов производства и потребления (без сортировки и переработки);
- увеличение в последние годы продолжительности периодов неблагоприятных метеорологических условий.
Количество автотранспортных средств, зарегистрированных на территории города Красноярска, продолжает увеличиваться. В результате негативное влияние автомобильного транспорта на качество атмосферного воздуха стало сопоставимым с влиянием промышленных (стационарных) источников загрязнения.
Существенным фактором загрязнения атмосферного воздуха города являются также выбросы жилого сектора с печным отоплением, которые в сумме составляют несколько тысяч источников, а также неорганизованные источники индивидуального отопления объектов малого и среднего бизнеса. Основная опасность указанных выбросов состоит в том, что они находятся в жилой зоне города и распространяются в приземном слое.
По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", уровень загрязнения атмосферного воздуха города Красноярска оценивается как "высокий".
В атмосфере города в 2015 году были зафиксированы случаи превышения предельно допустимых концентраций таких загрязняющих веществ, как бензапирен, формальдегид, диоксид азота, толуол, бензол, оксид углерода и гидрохлорид.
Обоснованное недовольство жителей города вызывает недостаток площадей зеленых насаждений и городских лесов - "зеленых легких города".
В Красноярске недостаточно автоматизированных стационарных и передвижных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха. Также требует совершенствования механизм информирования жителей города о загрязнении атмосферного воздуха.
Водные источники в пределах Красноярска и прилегающих к нему муниципальных образований нередко подвергаются негативному антропогенному влиянию - периодически регистрируются случаи незаконного сброса хозяйственно-бытовых сточных вод без их предварительной очистки в реки Енисей, Качу и Черемушку. В водоохранных и прибрежных защитных полосах водных объектов организовалось множество несанкционированных свалок бытовых отходов.
В процессе подготовки к публичным слушаниям в адрес Законодательного Собрания края и Правительства края поступило более ста обращений с предложениями по улучшению экологической ситуации в городе Красноярске от федеральных органов исполнительной власти по краю, природоохранной прокуратуры, органов местного самоуправления края, общественных и научных организаций, жителей города.
Участники слушаний отметили, что неблагополучная экологическая ситуация в Красноярске обусловлена размещением в 1940 - 1980-х годах производственных объектов в городе без учета экологических рисков, слабым развитием инженерной инфраструктуры, отсутствием масштабного экологического воспитания и образования. Необходимы срочные и скоординированные действия органов власти, бизнеса и общественности по преодолению сложившейся ситуации в интересах настоящего и будущих поколений красноярцев. Правительство края, органы городского самоуправления, принимая управленческие решения в областях экономики (в том числе проводя государственную инвестиционную политику), градостроительства, транспортного обслуживания и социальной сферы, должны исходить из обязательной оценки их возможных экологических последствий.
Обсудив экологическую ситуацию в городе Красноярске и возможные неотложные и стратегические направления действий органов государственной власти края, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов по ее улучшению, участники публичных слушаний считают необходимым определить первоочередные задачи:
1) установить с 1 января 2018 года запрет на согласование продления сроков достижения предельно допустимых выбросов и начиная с 1 января 2017 года оснастить все стационарные источники предприятий, включенных в перечень обязанных проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух города Красноярска в период неблагоприятных метеорологических условий и оказывающих значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха, автоматическими средствами измерения и учета объема (или массы) и концентрации выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, обеспечить на основе этих данных независимый мониторинг в режиме реального времени;
2) приступить с 1 января 2017 года к реализации программы организации общественных пассажирских перевозок автомобильным транспортом повышенного экологического класса; установить реальные ограничения на передвижение большегрузного транспорта по территории города Красноярска; организовать продажу на автозаправочных станциях Красноярской агломерации автомобильного топлива повышенного экологического класса;
3) разработать "дорожную карту" поэтапного выноса промышленных предприятий за пределы города;
4) сформировать и приступить к реализации комплексной программы улучшения экологической ситуации в городе Красноярске, содержащей мероприятия по благоустройству города, внедрению современных методов уборки города, пылеподавлению, осуществлению градостроительной деятельности, направленной на кардинальное увеличение площади зеленых насаждений города, озеленение внутриквартальных пространств жилья и улично-дорожной сети;
5) обеспечить повышение эффективности очистки сточных вод городскими очистными сооружениями и уменьшение массы сброса загрязняющих веществ в реку Енисей, исключить образование несанкционированных свалок
- и предложить Правительству края, Главе города Красноярска согласовать с Законодательным Собранием края поэтапные сроки решения этих задач.
Для решения указанных первоочередных задач участники публичных слушаний рекомендуют:
Законодательному Собранию края:
подготовить и направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательные инициативы о внесении изменений и дополнений:
1. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:
в статью 8.21 (нарушение правил охраны атмосферного воздуха) в части установления административного штрафа за невыполнение требований об уменьшении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в размере всей полученной прибыли (доходов) за указанный период или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток;
в статью 8.22 (выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах) и статью 8.23 (эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах) в части повышения размера административных штрафов от одной до двух тысяч рублей на граждан - водителей, от пяти до десяти тысяч рублей - на должностных лиц автотранспортных предприятий, от пятидесяти до ста тысяч рублей - на юридических лиц.
2. В федеральные законы "Об охране окружающей среды" и "Об охране атмосферного воздуха", включая:
1) внесение изменений в пункт 12 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части исключения возможности продления сроков достижения нормативов предельно допустимых выбросов предприятиям, которые на 1 января 2019 года более чем за 10 лет не обеспечили достижение нормативов предельно допустимых выбросов в ранее установленные для них сроки;
2) установление полномочия Правительства Российской Федерации по определению порядка проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха населенных пунктов, а также порядка их утверждения и применения при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с определением органа, ответственного за проведение таких отчетов;
3) установление для территорий (поселений), характеризующихся "высоким" и "очень высоким" уровнем загрязнения атмосферного воздуха:
возможности переноса срока вступления в силу положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части оснащения стационарных источников объектов I категории автоматическими средствами измерения и учета объема (или массы) и концентрации выбросов (сбросов) загрязняющих веществ с 1 января 2018 года на 1 января 2017 года;
полномочий субъектов Российской Федерации по государственному экологическому надзору всех предприятий, включая стационарные источники объектов I категории.
3. В Федеральный закон "Об экологической экспертизе" в части включения схем теплоснабжения поселений, городских округов в объекты государственной экологической экспертизы.
4. В бюджетное и налоговое законодательство по установлению возможности формирования экологического фонда Российской Федерации за счет налоговых и иных платежей и финансирования за счет экологического фонда дополнительных природоохранных мероприятий.
Законодательному Собранию края совместно с Правительством края:
1. Разработать проекты законов края:
обеспечивающие реализацию на территории края Федерального закона от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации";
"О внесении изменений в Закон края "О транспортном налоге" (в части освобождения от уплаты транспортного налога в случаях использования видов автомобильного транспорта на природном газе или электротранспорта);
"Об охране атмосферного воздуха", предусматривающий определение порядка ограничений на передвижение большетоннажных и иных грузовых транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых природных территориях и регулирования передвижения транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установление экологических требований к качеству моторного топлива в населенных пунктах края при его хранении, реализации, а также заправке автотранспортных средств, в том числе собственных (с разбивкой перечня контролируемых показателей), и сроки их действия; определение порядка введения ограничений использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на территории края.
2. Подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения:
а) о внесении изменений в Постановления Правительства Российской Федерации:
от 2 марта 2000 года N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (в части исключения возможности продления сроков поэтапного достижения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующим субъектам, которые по состоянию на 1 января 2019 года в течение 10 и более лет не обеспечили достижение нормативов предельно допустимых выбросов в ранее установленные для них сроки);
от 6 февраля 2002 года N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" (в части установления порядка проведения периодических проверок уровня выбросов автотранспортными средствами с установлением запрета деятельности пунктов государственного технического осмотра в случаях выявления у автотранспортных средств, прошедших технический осмотр на таких пунктах, выбросов, существенно превышающих предельно допустимые значения);
от 22 февраля 2012 года N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (в части дополнения схем теплоснабжения требованиями о проведении оценки воздействия на окружающую среду и о государственной экологической экспертизе на предпроектном этапе их разработки);
б) о необходимости ускорить разработку и утверждение Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3. Рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по транспортному налогу в случаях использования видов автомобильного транспорта на природном газе или электротранспорта.
Правительству края:
1. Провести работу по привлечению дополнительного федерального финансирования для реализации на территории края мероприятий в области охраны окружающей среды.
2. Создать межведомственную рабочую группу по разработке комплексной программы улучшения экологической ситуации в городе Красноярске, поручив которой в срок до 1 января 2017 года подготовить проект программы, предусмотрев в ней установление в том числе:
а) экологических требований к предприятиям промышленности и теплоэнергетики, к автомобильному транспорту, требований в области градостроительства, благоустройства, озеленения и жилищно-коммунального хозяйства города;
б) перечня мероприятий, направленных на совершенствование экологического мониторинга, экологического образования и надзора;
в) оценки уровня допустимости техногенных рисков для здоровья населения города;
г) общественного контроля реализации программы;
д) организации согласованного функционирования государственной наблюдательной сети, территориальных и локальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды и создание единой информационной системы на территории Красноярского края, в том числе автоматизированной передачи данных производственного экологического мониторинга в краевую систему наблюдения за состоянием (загрязнением) окружающей среды на территории края предприятиями, обязанными проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий и оказывающими значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха, и другие мероприятия.
3. Ускорить принятие порядка и методов проведения эколого-хозяйственного зонирования территории Красноярского края.
4. Осуществить работу с хозяйствующими субъектами по принятию решений о добровольном оборудовании источников вредных (загрязняющих) выбросов автоматическими газоанализаторами с передачей данных в территориальный центр мониторинга атмосферного воздуха.
5. Совместно с крупнейшими хозяйствующими субъектами города, органами городского самоуправления разработать и подписать обязывающий документ (экологическую хартию или декларацию) с обязательствами по ежегодному снижению выбросов в атмосферный воздух и модернизации газоочистного оборудования.
6. Рассмотреть возможность увеличения финансирования мероприятий подпрограммы "Дороги Красноярья" государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы" для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов транспортной инфраструктуры в целях оптимизации транспортных и пешеходных потоков в городе Красноярске и увеличения пропускной способности улично-дорожной сети.
7. Проводить в периоды неблагоприятных метеорологических условий совместно с правоохранительными и надзорными органами работу по выявлению фактов невыполнения хозяйствующими субъектами ограничений выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в городе Красноярске.
8. Совместно с правоохранительными и надзорными органами, администрацией города Красноярска провести работу по выявлению индивидуальных источников печного отопления и частных стационарных источников загрязнения.