Обновление электропоездов.
На сегодняшний день на балансе моторвагонного депо "Красноярск" находится 38 электропоездов. В период с 2015 по 2020 годы ожидается списание 18 электропоездов. Оставшийся подвижной состав обладает низкой экономичностью, высокой энергозатратностью и не отвечает современным требованиям к качеству, комфорту и сервису. Таким образом, в период с 2015 по 2020 годы необходимо приобрести новый моторвагонный подвижной состав по лизинговой схеме за счет федеральной целевой программы.
ОАО "Демиховский машиностроительный завод" (далее - ОАО "ДМЗ") предлагает электропоезда постоянного и переменного тока для скоростей движения до 120 и 160 км/ч. На электропоездах установлен комплект электрооборудования с энергосберегающей системой тягового привода и рекуперативным торможением, применение которого ведет к повышению тягово-энергетических показателей и экономии расходов электроэнергии за счет рекуперации в режиме электродинамического торможения. Также в новых электропоездах имеются межвагонные беззазорные сцепные устройства, герметизированные межвагонные переходы, прислонно-сдвижные герметизированные наружные входные двери с выходом на высокие и низкие платформы и т.д.
Увеличение дальности расстояний пригородных перевозок свыше 200 км для железнодорожного транспорта.
В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.07.2007 N 99 "О критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следовании" (далее - Приказ) утверждена длина пригородного маршрута не более 200 км.
На территории Красноярского края удаленность административных центров муниципальных образований от города Красноярска превышает установленное для пригородного маршрута расстояние в 200 км. В настоящий момент в регионе существует необходимость организации пригородных железнодорожных перевозок на маршруте Красноярск - Боготол, протяженность которого составляет 252 км.
Назначение пригородных маршрутов с учетом указанного ограничения станет возможным только с подачей отдельных составов и вагонов к границе расстояния пригородных перевозок, организации вынужденной пересадки пассажиров, в результате чего пассажиры будут испытывать неудобства, у пригородной компании возникнут дополнительные эксплуатационные расходы, что, в свою очередь, приведет к увеличению нагрузки на краевой бюджет.
Организация пассажирских железнодорожных перевозок между городами Красноярск, Сосновоборск, Железногорск.
Автомобильная дорога между Красноярском и городами-спутниками Сосновоборском и Железногорском в настоящее время не справляется с существующим пассажиропотоком. Интенсивность движения в данном направлении составляет около 22 тысяч автомобилей в сутки, при том что пропускная способность на отдельных участках не превышает 15 тысяч машин в сутки. Численность жителей, ежедневно пользующихся общественным и индивидуальным автомобильным транспортом для перемещения на работу или учебу в г. Красноярск, составляет более 20 тыс. человек. Одним из путей решения указанной транспортной проблемы является организация пассажирских железнодорожных перевозок между городами Красноярск, Сосновоборск, Железногорск.
В настоящее время на данном участке (протяженностью 41 км) осуществляются грузовые железнодорожные перевозки. Инфраструктура находится на балансе ФГУП "Горно-химический комбинат" (предприятие госкорпорации "Росатом") и предназначена для осуществления грузовых железнодорожных перевозок.
Пассажирские перевозки по железнодорожным путям необщего пользования в соответствии с законодательством в области железнодорожного транспорта не предусмотрены. Подготовленный Правительством Российской Федерации законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", не позволит осуществлять перевозку пассажиров железнодорожным транспортом на участке Красноярск - Сосновоборск - Железногорск, так как в указанном законопроекте предусмотрено осуществление перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте необщего пользования в случаях, когда пункт отправления и пункт назначения перевозки находится в пределах железнодорожных путей необщего пользования без выхода железнодорожного подвижного состава на железнодорожные пути общего пользования.
В настоящее время фактическая скорость на участке ст. Базаиха - ст. Соцгород (Железногорск) 50 - 60 км/час. Для привлечения пассажиров скорость движения должна быть увеличена до 100 км/час. Время в пути от Красноярска до Железногорска ориентировочно составит менее полутора часов. Красноярская железная дорога планирует организовать курсирование электропоездов в час пик - утром и вечером.
В настоящее время готовится детальная оценка экономической эффективности передачи железнодорожных путей необщего пользования Госкорпорации "Росатом" в собственность ОАО "РЖД".
В случае принятия решения о передаче пути организацию пригородного движения по маршруту Красноярск - Сосновоборск - Железногорск планируется начать в 2018 - 2020 годах. Ожидаемый годовой пассажиропоток составит 3,5 млн человек.
Кроме того, организация пригородного движения на маршруте Красноярск - Сосновоборск - Железногорск позволит увеличить объем перевозок в пригородном сообщении по территории Красноярского края на 50%.
Проект "Городская электричка", включая организацию транспортно-пересадочных узлов.
В рамках проекта "Городская электричка" действует соглашение о взаимном сотрудничестве при организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пределах города Красноярска между Правительством Красноярского края, администрацией города Красноярска и ОАО "РЖД". Реализованные мероприятия проекта позволили увеличить пассажиропоток на внутригородском маршруте на 29%, т.е. практически до 1 млн человек в год.
Также планируются мероприятия с более поздним сроком реализации. В ближайшее время с момента ввода в эксплуатацию 4-го автомобильного моста через р. Енисей и развития микрорайона "Тихие Зори" целесообразно обеспечить строительство остановочного пункта "Тихие зори" с одной посадочной платформой.
После строительства второго пролета через р. Енисей по существующим опорам ж.д. моста 777, с целью образования кольцевого маршрута по городу Красноярску и прилегающим к нему районам:
строительство остановочных пунктов "Гайдашовка" и "Металлургов" по две посадочных платформы на каждом;
строительство соединительных путей для организации кольцевого маршрута в районах ст. Бугач и остановочного пункта "Сады" в целях исключения потерь времени на смену направления движения. На направлении Бугач - Красноярск Северный - Красноярск Восточный пропуск электропоездов возможно будет увеличить до 50 пар;
строительство остановочных пунктов на кольцевом маршруте "Нефтебаза", "Шумково", "Сады" по две посадочных платформы на каждом;
строительство транспортно-пересадочного узла на остановочном пункте "Сады" с виадуком через автодорогу.
В результате реализации проекта получится полноценное "транспортное кольцо" с 28-ю остановочными пунктами, 6-ю региональными, 16-ю городскими транспортно-пересадочными узлами, с организацией на нем движения 50 пар поездов и перевозкой до 40 тысяч пассажиров в сутки, то есть минимум в три раза увеличатся объемы перевозок по дороге, а возможности инфраструктуры позволят перевозить до 100 тысяч пассажиров в сутки, что значительно повысит качество оказания услуг жителям Красноярской агломерации.
Также целесообразно выполнить устройство транспортно-пересадочного узла (далее - ТПУ) на улице Авиаторов в районе строительства путепровода.
На указанную площадку запланирован перенос междугородного автовокзала с созданием многоуровневых парковок для частного автотранспорта, гостиниц и объектов торговли (в 2015 году проведен осмотр предложенных мест для организации перехватывающих парковок и разворотных площадок для общественного транспорта, поддержана инициатива по изменению маршрутной сети межмуниципальных перевозок, в части ограничения въезда междугородних автобусов в центр города).
Предлагается рассмотреть вариант строительства ТПУ, при котором проектирование и строительство "технической части", предназначенной для отстоя, парковки автотранспорта, технического обслуживания автобусов, размещения технологических площадей для диспетчерского аппарата, комнат отдыха для водителей и обслуживающего персонала и т.д. осуществить с восточной стороны автомобильного моста, соединяющего Северное шоссе и улицу 9 Мая в г. Красноярске. Инфраструктуру, предназначенную для обслуживания пассажиров (пассажирский терминал), разместить с западной стороны автомобильного моста, предусмотрев при этом обустройство крытых спусков (сходов) непосредственно на железнодорожные посадочные платформы.
Совершенствование и оптимизация маршрутной сети пригородных автомобильных перевозок.